Правовой режим особо охраняемых природных территорий

С проблемой озеленения Москвы тесно связан вопрос об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Они входят в зеленый фонд Москвы, но имеют особый режим защиты и природопользования, что позволяет рассматривать их как особую группу природных объектов в составе городских территорий.

15 февраля 1995 года Госдума приняла Закон «Об особо охраняемых природных территориях», в котором дается определение земель, имеющих особенную ценность для страны.
В развитие этого Закона 7 октября 1995 Правительство Москвы подготовило Постановление
№ 889 «Об основных направлениях сохранения и развития территорий природного комплекса Москвы». Как следует из Постановления, «…территории ПК Москвы составляют единое целое с системой природных территорий Московского региона; включают в себя городские и пригородные леса и лесопарки, парки, озелененные территории различного назначения, водные поверхности и долины рек; выполняют важнейшие средозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные и эстетические функции».

26 сентября 2001 года был принят Закон города Москвы № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»; Закон от 8 декабря 2004 года № 82 «О внесении изменений в Закон города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» устранил возникшие противоречия, связанные с изменениями в федеральном законодательстве в области управления особо охраняемыми природными территориями. Правовым актом было установлено, что материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах города Москвы, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий города подлежат государственной экологической экспертизе, осуществляемой в порядке, установленном федеральным законода-тельством.

Законом города Москвы от 11 мая 2005 года № 16 «О внесении изменений в статьи 32 и 34 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» расширены полномочия инспекторов, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий: они получили право составления протоколов об административных правонарушениях, что в целом значительно повысило эффективность охраны государственных природных заказников, природных и природно-исторических парков.

Во исполнение части 1 статьи 8 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48
«Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» в целях обеспечения сохранения и дальнейшего развития природоохранного и историко-культурного потенциала города Москвы был принят Закон города Москвы от 6 июля 2005 года № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве». Данная схема разработана на основе Генерального плана развития города Москвы и градостроительных планов развития территорий административных округов города Москвы и представляет собой перечни существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий в городе Москве по административным округам, а также их графические изображения-схемы.

В законодательстве РФ под особо охраняемыми природные территориями понимаются участки земли, водной поверхности или воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

В зависимости от целевого назначения различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий Москвы: национальный парк; природный парк; природно-исторический парк; экологический парк; природный заказник; памятник природы; заповедный участок; ботанический сад; городской лес.

Национальными парками являются природные территории федерального значения, объеди-няющие комплекс земельного, водного, недренного пространства, флоры и фауны, создаваемые с целью туризма и отдыха, на которых запрещаются определенные виды деятельности.

В целях приведения в действие Положения о национальном природном парке «Лосиный остров», созданном Постановлением Совмина РСФСР от 24 августа 1983 г. № 401, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 280 «О национальном парке «Лосиный остров» принято предложение Правительства Москвы, администрации Московской области и Федеральной службы лесного хозяйства России, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, об отнесении национального природного парка «Лосиный остров» общей площадью 12881 гектаров к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименовании его в национальный парк «Лосиный остров». Было также установлено, что национальный парк «Лосиный остров» находится в ведении Федерального агентства лесного хозяйства РФ.

Под природными, природно-историческими, экологическими парками понимаются природоох-ранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении Москвы, территории которых включают природные комплексы и объекты, обладающие значительной экологической и эстетической ценностью. Это природные парки «Битцевский лес», «Тушинский», «Москворец-кий»; природно-исторические парки «Покровское-Стрешнево», «Царицыно», «Екатерининский», «Останкино»; экологический парк «Знаменское-Садки» и др.

Природными (ландшафтными) заказниками считаются территории регионального значения срочного или временного ограничения хозяйственной деятельности, предназначенные для сохранения (востановления) биотопа и поддержания экологического баланса; такими территориями в Москве являются «Крылатские холмы», «Долина р. Сетуни», «Воробьевы горы», «Теплый стан», «Долина р. Пехорки»; проектируется ландшафтный заказник «Тропаревский».

Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения – регионального и местного значения. На территории города имеется 50 памятников садово-паркового искусства. Это историко-рекреационные комплексы «Коломенское», «Косино», «Кусково», «Кузьминки–Люблино» и др.

Заповедными участками называются исключенные навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые Законом природные комплексы, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных – регионального и местного значения. Правительство Москвы намерено объявить большинство московских родников (52 природных источника) памятниками природы.

Ботанические сады и дендропарки представляют собой природоохранные учреждения, образованные с целью сохранения и изучения флористического разнообразия, а также интродукции растений для их последующего научного, культурного и хозяйственного использования. Эти территории могут быть федерального и регионального значения. К первой категории относится Главный ботанический сад Академии наук РФ, ко второй – Ботанический сад МГУ, Ботанический сад ВИЛАР. Планируется строительство дендропарка на территории, прилегающей к Ростокинскому акведуку.

К городским лесам относятся леса естественного и искусственного происхождения, расположенные на территории Москвы, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. В них запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования и допускаются только рубки ухода за лесом и санитарные рубки.

Отношения, связанные с использованием и охраной особо охраняемых природных территорий федерального значения, регулируются федеральным законодательством. Отношения, возникающие при использовании земель, недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира, зеленых насаждений на особо охраняемых природных территориях Москвы, регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством Москвы, с учетом положений федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях и Закона города Москвы.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью города Москвы и находятся в ведении Правительства Москвы.

Деятельность в области организации, управлении, охраны, содержания и использования особо охраняемых территорий в столице находится в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы.

Новый ЛК РФ внес изменения и в правовой режим ООПТ. ФЗ от 4 декабря 2006 г. № 201
«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» излагает подпункт «г» ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в следующей редакции: «рекреационная, в том числе, предназначенная для отдыха, физической культуры и спорта». Прежняя редакция предусматривала, что рекреационная функциональная зона национального парка предназначается только для отдыха.

В п. 4 этой же статьи положение подпункта «г» раскрывается: «По решению Правительства РФ в соответствующих функциональных зонах допускаются строительство, реконструкция, эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур».

Ряд экологов утверждает, что этот абзац внесен с целью узаконить строительство спортивных объектов на территории Сочинского национального парка для нужд предполагаемой Олимпиады-2014, но это аукнется всей российской системе национальных парков. В частности, мэр Москвы уже обратился в Правительство РФ с предложением использовать часть территории национального парка Лосиный остров для устройства автостоянок и коттеджного строительства.

В том же п. 4 в абзаце 1 слово «запрещается» заменено словом «ограничивается». Тем самым снят безоговорочный запрет на расширение и строительство новых хозяйственных объектов на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Ст. 17 ФЗ «Об ООПТ» изложена лаконично и неясно, однако можно понять, что Правительство установит порядок подготовки и заключения договоров аренды земельного участка в границах национального парка и определит орган, уполномоченный заключать эти договоры.

По-видимому, в Закон г. Москвы об особо охраняемых природных территориях будут внесены новые изменения. Пока же функции управления и распоряжения особо охраняемыми территориями регионального значения в Москве могут быть переданы специально уполномоченному органу Правительства Москвы. Особо охраняемые природные территории местного значения находятся в собственности Москвы и могут быть переданы в управление одного из районов города.

Границы и режимы особо охраняемых природных территорий и их охранных зон учитываются при разработке всех видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, затрагивающую эти территории.

К сожалению, законодательство не освещает вопросов собственности на земли перечисленных категорий: регламентируется только порядок пользования земельными участками в границах особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории в черте такого огромного современного города, каким является наша столица, несут несравненно большую антропогенную нагрузку по сравнению с ООПТ, расположенными вне черты городов и вдали от крупных поселений. С одной стороны, среда их жизнедеятельности характеризуется высокой насыщенностью загрязняющими веществами, с другой – они подвергаются повышенным рекреационным нагрузкам, угрозе со стороны лиц с социальной запущенностью, опасности нецелевого использования. Архитектурно-парковые комплексы, памятники садово-паркового искусства в последние годы подвергаются отчуждению в пользу инвесторов и местных администраций.

«Основными направлениями развития Москвы» предусматривается территориальное развитие Природного комплекса за счет освоения 4,8 тыс. га резервных территорий, что позволит довести его площадь до 35,1 тыс. га, из которых наиболее эффективную в экологическом отношении часть (69,5%) составят лесные и лесопарковые массивы (56%) и незастроенные долины рек, протекающих в открытых руслах и естественных берегах, которым в целях обеспечения их сохранности как природного наследия Москвы присваивается статус особо охраняемых природных территорий различных категорий (13,5%).

Планируется также поддержание территориальной связи Природного комплекса Москвы с природно-аграрными ландшафтами Подмосковья по различным направлениям.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы