Правовой режим городских зеленых насаждений

Пригородные и городские леса, зоны отдыха, лесопарки, национальные парки и часть насаждений общего пользования Москвы являются федеральной собственностью, то есть входят в Гослесфонд Российской Федерации, которая делегировала Правительству Москвы право хозяйственного управления ими без изменения назначения и отчуждения под другие нужды. Согласно ст. 10 ЛК РФ леса подразделяются на защитные, эксплутационные и резервные. Причем 2 последние категории лесов располагаются на землях лесного фонда, а на землях иных категорий могут быть (а могут и не быть) расположены защитные леса, включая их особо защитные участки (ч. 4 ст. 102 ЛК РФ).

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций (ч. 4 ст. 12
ЛК РФ).

Защитные леса разделены на четыре категории в зависимости от их расположения и функционального назначения:

– леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

– леса, расположенные в водоохранных зонах;

– леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

– ценные леса.

Основное целевое назначение защитных лесов состоит в выполнении различных экологических функций – средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных. Дополнительные ограничения по лесопользованию в защитных лесах преследуют также цель – сохранение иных природных объектов, которые взаимосвязаны с лесами: земли, воды, объекты животного и растительного мира и в целом окружающая среда.

Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, также имеют категории, предусмотренные ч. 2 ст.102 ЛК РФ. С точки зрения озеленения Москвы и сохранения ее природного комплекса, главную роль играют такие категориальные единицы, как зеленые зоны, лесопарки и городские леса. В отношении них устанавливается особый режим. Он совмещает в себе непосредственно режим лесопользования с режимом особо охраняемой природной территории, закрепляя императивные нормы в отношении запрета на осуществление отдельных видов природопользования (ведение охотничьего хозяйства, разработка месторождений полезных ископаемых) и хозяйственной деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (использование токсичных препаратов для защиты лесов, в том числе и в научных целях; ведение сельского хозяйства; размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений).

Правовой статус зеленых зон определен недостаточно четко. В соответствии с п. 5 ст. 86 ЗК РФ в составе пригородных зон могут находиться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. А в соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. При этом земли рекреационного назначения входят в состав земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Лесопарки входят в состав земель лесного фонда и наравне с лесничествами являются основными территориальными единицами управления в области лесного хозяйства. Они могут располагаться на территории городских лесов, которые входят в состав земель поселений, а также особо охраняемых природных территорий (ст. 23 ЛК РФ).

В случаях, если зеленые зоны и лесопарки входят в состав земель лесного фонда, их перевод в земли иных категорий запрещен. На них устанавливается режим особой охраны, сходный с режимом особо охраняемых природных территорий.

Городские леса предназначены для отдыха граждан и входят в состав рекреационных зон земель населенных пунктов, поэтому их использование регулируется нормами градостроительного законодательства, устанавливающими единый градостроительный регламент земельных участков соответствующей зоны (в настоящее время не разработан). В городских лесах запрещается проведение сплошных рубок, за исключением случаев, установленных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий отнесение лесов к ценным и выделение особо защитных участков. Большинство отношений по поводу всех городских зеленых насаждений в ЛК-97 были урегулированы неполно, фрагментарно. В частности, правовому режиму городских лесов было уделено недостаточно внимания. ЛК-2006 не ликвидировал этот пробел. Законодатель заявил, что для введения ЛК РФ в действие потребуется разработка нескольких десятков подзаконных актов, что планируется выполнить к 1 июля 2007 г. Возможно, в их число входят и акты, касающиеся городских лесов и природных комплексов городов. До этого времени лесные отношения остаются слабо регламентированными и переживают переходный период.

Согласно Постановлению Правительства Москвы «О структуре управления лесами» от
16 марта 1999 г. № 199 предусмотрено создание Московского управления городскими лесами и лесным фондом лесопаркового защитного пояса на правах территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России и Правительства Москвы (схема 1). Вновь созданному государственному учреждению - Московскому городскому управлению лесами - были переданы в подчинение лесопаркхозы: Исторический, Северный, Учинский, Юго-Восточный, Красногорский, Балашихинский, Зеленоградский, экспериментальный Москворецкий, лесопаркхоз-заповедник «Горки», а также природный парк «Битцевский лес» и национальный парк «Лосиный остров». Московское городское управление лесами осуществляет свои полномочия в соответствии с соглашением о разграничении полномочий в области управления лесным фондом на территории ЛПЗП Москвы между Федеральной службой лесного хозяйства России, Правительством Москвы и администрацией Московской области.


Схема 1. Московское городское управление лесами

Положения о государственном учреждении Московское городское управление лесами определяет его организационный статус: оно является отраслевым органом управления лесным хозяйством Правительства Москвы и территориальным органом Федеральной службы лесного хозяйства России.

В связи с необходимостью поддержания зеленых насаждений в состоянии, обеспечивающем их средовосстановительные функции, требуются правовое регулирование и правовая охрана как зеленого фонда столицы в целом, так и всех его составляющих. Причем правовой охране подлежат зеленые насаждения, расположенные на территории города, независимо от форм собственности на них.

5 мая 1999 года Московская городская Дума приняла Закон «О защите зеленых насаждений», который, по замыслу законодателя, должен был регулировать отношения органов исполнительной власти, граждан и юридических лиц в области возникновения, изменения и прекращения прав собственности на зеленые насаждения, а также способствовать проведению политики защиты, сохранения, воспроизводства и развития зеленого фонда Москвы. Закон сформулировал ряд определений, необходимых для дальнейшего развития законодательства в области городского зеленого строительства, ввел правила регламентации защиты зеленых насаждений со стороны граждан и юридических лиц в процессе градостроительной и предпринимательской деятельности, новые правила возмещения ущерба от вырубки зеленых насаждений и пр. К сожалению, многие аспекты проблемы оказались недостаточно проработанными, положения Закона – часто противоречивыми, допускающими возможность различного толкования. Закон не определил собственника насаждений, расположенных на землях Москвы: например, если земельный участок занят промышленными предприятиями оборонного комплекса, означает ли это, что и вся растительность относится также к федеральной собственности? Не указано также, являются ли федеральной собственностью все те зеленые насаждения как природный ресурс, которые не переданы в собственность граждан, юридических лиц либо не являются собственностью Москвы.

Необходимость приведения данного Закона в соответствие с изменившимся федеральным и столичным законодательством обусловила принятие Закона г. Москвы от 19 декабря 2001 г. № 81 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 «О защите зеленых насаждений», а также Закона г. Москвы от 25 июня 2003 г. № 42 «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона города Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 «О защите зеленых насаждений».

Правительство Москвы уделяет много внимания состоянию городских зеленых насаждений. Только за 2000 год принято несколько нормативно-правовых актов в области охраны и защиты «зеленого друга»: распоряжение мэра Москвы от 20 октября 2000 г. № 1113-РМ «О ликвидации очагов короеда-типографа и последствий ветровала»; распоряжение Премьера Правительства Москвы от 7 сентября 2000 г. № 895-РП «О содержании зеленых насаждений на московской кольцевой автодороге (МКАД)» и др. Зеленый фонд столицы пополняется за счет иных территорий: см., например, Постановление Правительства Москвы от 29 февраля 2000 г. № 161
«О включении в состав Природного комплекса Москвы территории березовой рощи, расположенной по ул. Молостовых д. 6 – 10 (Восточный АО)».

В Москве действуют Нормативно-производственный регламент содержания зеленых насаждений и Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений. Указанные документы предусматривают работы по обрезке, кронированию, омоложению древесно-кустарниковых растений.

Норма обеспеченности городов зелеными насаждениями составляет 15 м2/чел., но в Москве она выдерживается далеко не всегда. Наиболее характерна в этом отношении застройка района Сретенки, где площадь озелененных территорий составляет 3–4 м2/чел. В районе реконструкции было необходимо создать дополнительное озеленение, однако на месте сносимых зданий сооружались новые, большей площади и практически не имеющие дворовой территории.

В связи с расслоением российского общества, появлением среднего класса с его повышенными требованиями к качеству жилья и организации дворовых территорий появилась необходимость в дифференцированном подходе к городскому строительству. Это нашло выражение в нормах МГСН 3.01-96 «Жилые здания – дома I и II категории». Жилые дома высших категорий требуют соответствующего оформления окружающей территории, что вызвало к жизни появление проекта «Московский дворик», разработанного по предложению Правительства Москвы. Проект призван увеличить комфортность внутриквартальных и дворовых территорий столицы.

Новые требования к благоустройству и озеленению жилой застройки отражены в таких нормативных документах, как «Рекомендации по озеленению и благоустройству микрорайонов, кварталов, групп жилых домов», «Основные требования к организации озеленения и благоустройства микрорайонов г. Москвы» ОАО «Моспроект», 1998.

Озеленение города входит в его планировочную структуру и тесно с ней связано. Постановлением Правительства Москвы № 592 от 12 августа 1997 г. утверждены «Временные нормы и правила проектирования планировки Москвы МГСН 1.01-97, часть 1 и МГСН 1.01-98, часть 2».



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы