Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города

Научно-технический прогресс имеет свою оборотную сторону: повышается уязвимость нашего общества для техногенных катастроф. Количество пострадавших от них ежегодно увеличивается примерно на 6%. Это объясняется быстрым ростом населения, высокой концентра-цией людей в столице, деградацией природной среды, способствующей интенсификации опасных природных процессов.

Опасность техносферы для окружающей среды и населения обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически-, биологически-, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий. Возможность возникновения здесь аварий усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

На территории города работает 11 ядерных реакторов; более тысячи предприятий используют в своей работе источники ионизирующего излучения; кроме того, 20 предприятий Постановлением Правительства РФ признаны особо опасными радиационными объектами.

Следует отметить, что уровень безопасности подобных установок в последнее время несколько повысился, зафиксировано некоторое снижение количества нарушений в их работе.

В то же время складывается неблагоприятная ситуация в области отходов радиационных производств (подробнее об этом см. Специальную часть, раздел 2).

В Москве функционирует много химически опасных предприятий - объектов экономики, располагающих значительным количеством опасных химических веществ (ОХВ). Более 50% из них содержат аммиак, 35% – хлор, 5% – соляную кислоту и пр. На отдельных объектах может одновременно скапливаться от нескольких сот до нескольких тысяч тонн ОХВ. Тревожит то, что такие предприятия часто концентрируются вблизи жилой застройки.

Действующее законодательство исходит из того, что любая деятельность является потенциально экологически опасной, если не доказано обратное. Согласно ФЗ от 21 июня 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. от 2000, 2003, 2004, 2005 гг.) такие объекты подлежат регистрации в государственном реестре. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на опасном производственном объекте утверждены Правительством РФ в 1999 г.

Пожаро- и взрывоопасными объектами чаще всего выступают предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Подобных объектов в Москве насчитывается более 20.

Гидротехнические сооружения – плотины, здания электростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного действия вод и жидких отходов, – являются объектами повышенного риска и при разрушении могут затопить обширные территории. Загрязнение или отравление водных объектов, регулируемых гидротехническими сооружениями, может явиться причиной экологического бедствия.

В настоящее время действует закон РФ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с изм. от 2003, 2004, 2005, 2006 гг.) Собственник или организация, эксплуатирующая гидротехническое сооружение, составляют декларацию гидротех-нического сооружения. Она является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения экологическим требованиям и критериям безопас-ности (критерии безопасности утверждены приказом Госгортехнадзора России от 4 февраля 2002 г № 10.

Объекты коммунального хозяйства – это водопроводные, канализационные насосные станции, трансформаторные подстанции, котельные. Существующие мощности систем жизнеобеспечения недостаточны и не отвечают нормативным требованиям.

Угроза безопасности города в экологической сфере имеет тенденцию к увеличению из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности. Климат Среднерусской возвышенности усугубляет ряд экологических проблем, свойственных сверхкрупным городам, расположенным в более благоприятных климатических условиях. Это связано с большим количеством ТЭЦ, бойлерных, котельных и пр., призванных обеспечить комфортность проживания в условиях пониженных температур. Вместе с тем они вносят весомый вклад в загрязнение атмосферного воздуха столицы и создают предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Негативную роль играют неразвитость законодательной основы осуществления природоохранных мероприятий в данной сфере и их высокая энергоемкость, отсутствие либо ограниченное использование природосберегающих технологий, низкая экологическая культура.

Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивает риск катастроф техногенного характера во всех отраслях хозяйственной деятельности.

Длительное воздействие опасного фактора способно привести к стойким аномалиям. Наиболее интенсивные аномалии обнаружены вокруг таких крупных предприятий, как «Станкоагрегат», «Фрезер», «Знамя Революции», мусоросжигательные заводы, «Красный Пролетарий», АМО «ЗИЛ», ТЭЦ, в районе Вешняки-Кусково вдоль железной дороги, в промышленной зоне «Очаково», на Аминьевском шоссе, на ул. генерала Ермолова и др.

Проведение работ по ликвидации последствий аварий с утечкой ядовитых веществ на железнодорожных станциях Перово и Ховрино показали, что городу необходима организация единого руководства локализации аварий, а также создание специальных предприятий по утилизации ядовитых веществ и продуктов обеззараживания.

К одним из серьезнейших видов техногенных аварий можно отнести пожары. Пожарные подразделения входят в организационную структуру по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Москвы.

С 1 января 2004 г. крупным пожаром для Москвы считается случай, когда прямой ущерб превысил 250000 рублей. Особо крупным – когда ущерб превышает 1 млн рублей.

Отношения в сфере предотвращения и борьбы с пожарами в Москве регламентируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В апреле
2004 г. Правительство Москвы приняло Целевую программу пожарной безопасности на
2005-2007 годы. Согласно программе каждый год на различные противопожарные мероприятия должно выделяться более миллиарда рублей.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы