Правовая регламентация земельных отношений в Москве

Земельные отношения в столице, в основном, регулируются нормами российского земельного права. Часть земельных отношений, связанная с куплей-продажей земельных участков, регламен-тируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Для определения правового режима земель Москвы большое значение имеют нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые регулируют отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства территорий, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, охраны природы и рационального природопользования. Положения, регламентирующие земельные отношения, содержатся также в Уставе города Москвы.

Закон города Москвы от 16 июля 1997 г. № 34 «Об основах платного землепользования в городе Москве» определяет общие принципы уплаты и взимания земельных платежей, виды льгот и порядок их предоставления, а также полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления столицы в части регулирования платного пользования земельными участками, находящимися в собственности города. В целях повышения эффективности Закона и учета динамично развивающегося федерального земельного законодательства в этот нормативный правовой акт последовательно вносятся соответствующие изменения.

Одним из важнейших вопросов политической и экономической системы государства является вопрос о собственности на землю. Новый Земельный кодекс РФ внес качественные изменения в вопросы землепользования. В стране по существу начался переход на новые принципы пользования землей. В этой связи многие нормативные правовые акты Москвы были пересмотрены или отменены, а система управления земельными ресурсами реорганизована. Для реализации положений ЗК РФ с учетом специфики и особенностей землепользования и застройки столицы Мосгордума приняла Закон г. Москвы от 14 мая 2003 г. № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве». Документ максимально учитывает интересы как города, так и всех собственников, землепользователей и возможных инвесторов, создает прочный фундамент в работе с городской собственностью. Так, он устанавливает общие нормы в отношении проведения торгов по продаже земельных участков. В соответствии со ст. 7 настоящего Закона продажа земельных участков, находящихся в собственности Москвы, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляются на торгах.

В Москве применяются следующие виды прав на землю: право аренды (субаренды), право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного временного (срочного) пользования и право собственности (ст. 1 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в г. Москве»).

В настоящее время почти вся земля в г. Москве находится в государственной собственности, которая подразделяется на федеральную собственность и собственность г. Москвы как субъекта Федерации. Но уже появились и частные собственники земли в соответствии со ст. 24 и 25 Устава г. Москвы и Законом города Москвы от 29 сентября 1999 г. «Об эксперименте по продаже земельных участков в городе Зеленограде». По результатам публичных торгов, проведенных Правительством Москвы во второй половине 2000 г., собственниками земельных участков в
г. Зеленограде стало несколько юридических лиц.

Установление прав на землю производится Московским городским комитетом по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Москомрегистрация), который был создан в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ и п. 1 ст. 9 Закона о регистрации прав и на основании распоряжения мэра Москвы от 8 сентября 1998 г. № 922-рм.

Положение о Москомрегистрации определяет, что главными задачами регистрирующего органа являются государственная регистрация прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных, подлежащих государственной регистрации прав на него, а также создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регистрация прав проводится Москомрегистрацией только в отношении тех земельных участков, которые расположены на территории Московского регистрационного округа, т.е. в пределах границ г. Москвы.

Понятие государственной регистрации определяется статьей 2 Закона о регистрации прав, где устанавливается, что это есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, и что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ст. 164 ГК РФ государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмот-ренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав, подлежат сделки с землей и другим недвижимым имуществом.

Специфика земельных отношений в Москве имеет свои характерные особенности.

Права на землю, подлежащие государственной регистрации, указаны ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Закона о государственной регистрации прав: это право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования землей, а также возникновение, переход и прекращение названных прав, их ограничения (обременения) – сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Подтверждение необходимости государственной регистрации договора аренды недвижи-мости, включая землю, установлено специальной нормой – п. 2 ст. 609 ГК РФ. Учитывая, что к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды (п. 2 ст. 615 ГК РФ), требование государственной регистрации распространяется и на субаренду земли.

Признание утратившими силу ряда правовых актов, касающихся правоудостоверяющих документов на землю, не означает, что эти документы являются недействительными, даже если они выданы после введения в действие ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Главное, чтобы государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей не выдавались соответствующими органами по земельным ресурсам и землеустройству после начала выдачи учреждениями юстиции свидетельств о государственной регистрации прав по форме.

Свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе, прав пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В Москве свидетельство о государственной регистрации прав введено Постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 1998 № 915 «О выполнении поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ранее установленный порядок выдачи в г. Москве государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей прекращен, и только государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

От имени собственника в части оформления прав на землю в г. Москве выступает Московский земельный комитет (п. 3 ст. 125 ГК РФ и п. 3.1. распоряжения мэра Москвы от
7 октября 1996 № 371/1-рм-1-30/1967). Порядок оформления прав на землю регламентируется Постановлением г. Москвы от 25 января 1994 № 77 «О ходе работ по регистрации землепользо-вателей и обеспечению взимания платы за землю».

Однако, учитывая невозможность сразу перейти на новый порядок государственной регистрации, законодатель установил определенную этапность и указал в ст. 8 ФЗ РФ
«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», что впредь, до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, применяется действующий порядок регистрации.

В г. Москве действующий порядок предполагал регистрацию сделок с землей в Московском земельном комитете (Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», распоряжение вице-мэра от 28 мая 1992 № 264-рвм «О порядке учета земель и регистрации прав на земельные участки», распоряжение мэра Москвы от 19 января 1998 № 38-рм «О порядке реализации ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Таким образом, права на землю, которые возникли до вступления в силу Закона о регистрации прав, признаются юридически действительными и в случае отсутствия их государственной регистрации, вводимой указанным Законом, регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимость, в том числе и на землю, регламентирован ст. 13 Закона о регистрации прав. В частности, предусмотрены обязательная правовая экспертиза представленных на регистрацию документов и проверка законности сделок.

Пользователями участков городской застройки являются префектуры и входящие в состав префектур районные управы, а также государственные, кооперативные и общественные организации и предприятия. Вокруг большинства промышленных предприятий предусмотрена санитарно-защитная зона, ширина которой зависит от степени вредности производства. Земли этой зоны предприятиям не передаются. Однако участки, на законных основаниях застроенные вспомогательными зданиями и сооружениями предприятий, переходят в их пользование. Основой землепользования промышленных предприятий является строгое и неуклонное соблюдение санитарных требований с целью исключения вредного влияния на природную среду. С этой целью, в частности, в соответствии с санитарными нормами обеспечивается соблюдение необходимых расстояний от таких объектов до территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон.

К компетенции Московской городской администрации относятся следующие вопросы земельных отношений:

– управление и распоряжение земельными участками;

– определение ставок арендной платы и других земельных платежей в соответствии с Законом города Москвы;

– сбор земельных платежей и взыскание штрафов за нарушение земельного законодательства;

– расчет субвенций и объемов потерь за пользование земельными участками, изъятыми из оборота города;

– очистка и рекультивация земель;

– зонирование территории Москвы;

– составление и ведение земельного кадастра Москвы;

– градостроительные планы развития Москвы;

– разработка в соответствии с градостроительными планами развития Москвы проектов детальной планировки территорий и схем их застройки с учетом интересов и мнения населения города и районов, решений органов власти районов;

– контроль за использованием и охраной земель в соответствии с законодательством.

Контроль за использованием городских земель осуществляется органом Мосгордумы – Московским земельным комитетом в лице его Земельной инспекции.

Московская муниципальная земельная собственность – это городские земли, за исключением земель федерального, республиканского и областного значения. Порядок отнесения земель к этому виду собственности устанавливается ст. 215 ГК РФ, в которой определены общие принципы отграничения муниципального имущества.

В целях совершенствования правового и экономического регулирования деятельности городской администрации как стороны в договорных отношениях по аренде земельных участков, направленной на создание условий для осуществления городских государственных программ, поддержки социально значимых отраслей и видов деятельности, оздоровления городской среды, издано распоряжение мэра Москвы от 25 сентября 1998 г. № 1263-РМ «Об арендной плате за землю в городе Москве».

В настоящее время Московская городская Дума приняла Закон города Москвы «О земельном налоге». Однако в связи с принятием ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ многие федеральные и, следовательно, городские законы претерпят соответствующие изменения.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы