Правовая основа экологического страхования

С переходом к новым хозяйственно-правовым отношениям между центром и регионами, между предприятиями и региональной администрацией компенсация ущерба, наносимого природе, тяжелым бременем легла на местные власти и предприятия. Причем предприятие любой формы собственности обязано не только компенсировать понесенные убытки, но и предотвращать возникновение новых.

Систему российского страхового законодательства составляют: нормы гражданского законодательства; Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующие вопросы личного имущественного страхования; законодательство субъектов Федерации о страховании.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» введено обязательное государственное экологическое страхование. Оно осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ст. 18). Под экологическим риском понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для окружающей среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями (ЧС) природного и техногенного характера.

Согласно ст. 13 Закона г. Москвы «О защите населения и территорий Москвы от чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера» от 5 ноября 1997 г. № 46 каждый потенциально опасный объект на территории города подлежит обязательному категорированию (классификации) в зависимости от уровня потенциальной опасности возникновения природных и техногенных аварий и катастроф; данные о категорированных производствах и технологиях, объектах хозяйственной и иной деятельности подлежат включению в Единый классификатор потенциально опасных объектов, утверждаемый Правительством Москвы. Ст. 39 того же Закона обязывает организации, осуществляющие деятельность, связанную с повышенным риском возникновения ЧС, застраховать свою ответственность за причинение ущерба гражданам и природной среде.

В Правительстве Москвы также идет проработка проекта Закона «О финансовых гарантиях возмещения ущерба, причиненного аварийным загрязнением окружающей среды», который, в частности, рассматривает экологическое страхование как один из вариантов покрытия ущерба.

Экологическое страхование является одним из видов страхования гражданской ответственности предприятий за вред, причиненный здоровью и имущественным интересам третьих лиц в результате загрязнения среды вследствие аварий или катастроф.

Под экологическим страхованием понимается финансовая деятельность по формированию за счет взносов предприятий социальных денежных фондов (резервов) для компенсации вероятных убытков, связанных с нанесением ими ущерба природной среде. Компенсацию убытков принимает на свою ответственность страховщик.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими и юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Выплата по страховке производится только после наступления страхового события (случая).

Страховое событие (случай) – внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба природной среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнению почвы, сбросу сточных вод в водный объект.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя произвольной формы и анкеты, в которой учитываются следующие реквизиты:

1) наименование, адрес и телефон страхователя или должностных лиц, характер экологи-ческого риска, размер занимаемых помещений;

2) на основании данных бухгалтерского учета и ответственности – объем годового оборота в денежном выражении; планируемый годовой оборот;

3) сведения о производственной деятельности предприятия – общий срок функционирования предприятия, род его деятельности, данные о проводимых обследованиях на предмет загрязнения предприятием окружающей природной среды;

4) данные об окружающей среде – численность и плотность населения, характер использо-вания площадей – под жилье, сельское хозяйство, леса, общественный транспорт и т.д. – характер почвы, наземных и подземных вод, берется ли вода из местных естественных источников;

5) сведения о характере производственного процесса, используемых видах сырья и материалов, производимой продукции;

6) сведения об основных выбросах и отходах – их тип, объем, методы удаления, в течение каких сроков осуществляется, методах контроля за состоянием среды, установленных нормативах допустимого загрязнения;

7) степень подверженности риску краткосрочных и длительных выбросов, предпринимаемые меры по их предотвращению, возможности для локализации и уменьшения последствий, предлагаемые размеры ущерба;

8) данные о нарушении предприятием требований, связанных с охраной среды, – как часто превышаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, были ли случаи наказания за загрязнение среды и предъявления исков.

На основании представленных данных решается вопрос о возможности заключения договора страхования и рассчитываются страховые платежи. Страховщиком производится расчет суммы страховых платежей, которую должен уплатить страхователь.

Страхователю выплачивается возмещение за иски, предъявленные в течение срока действия договора, а также за иски, поступившие в течение 1 (2, 3) лет после окончания действия договора, но при условии, что страхователь впервые осознает обстоятельства, которые привели к предъявлению этого иска, и сообщит об этом страховщику в период действия договора страхования.

Страхователю, который в течение двух и более предыдущих лет без перерыва заключал договоры экологического страхования, и если по этим договорам не производилась выплата страхового возмещения, представляется скидка с платежа (премии) при заключении нового договора на последующий срок.

Страховщик может отказать в выплате страхового возмещения в случаях:

– если он потребовал во время действия договора от страхователя, чтобы страхователь принял определенные меры, сокращающие вероятность загрязнения, но страхователь не сделал этого;

– если страхователь проявил небрежность в выполнении своих обязанностей после наступления страхового случая или предъявления иска;

– если страхователь не дает согласия или иным образом препятствует участию страховщика в рассмотрении дел в суде, арбитраже и т.д.

Страховое возмещение выплачивается:

– физическим лицам – путем выдачи чека, перечисления во вклад, наличными деньгами или почтовым переводом по их желанию;

– юридическим лицам – путем перечисления на их счет в соответствующем кредитном учреждении.

К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу или организации, ответственным за причиненный ущерб (регрессный иск). Споры, возникающие между страховщиком и страхова-телем, рассматриваются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Важно отметить, что страховые операции могут служить одним из источников средств для финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

В настоящее время в Государственной Думе готовится проект Федерального закона «Об экологическом страховании», на принятии которого настаивают субъекты РФ, в том числе и Москва.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы