Плата за загрязнение природной среды

Плата за загрязнение природной среды представляет собой форму возмещения экологического ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные и подземные водные объекты.

Этот вид платы призван быть основным источником получения средств, необходимых для компенсации юридическими и физическими лицами ущерба от загрязнения природной среды, выполнения работ по ликвидации последствий загрязнения, а также должен обеспечить повышение экономической заинтересованности и ответственности природопользователей в выполнении нормативных экологических требований. Так, согласно законодательству Москвы, плата за загрязнение среды производится следующим образом.

Природопользователи определяют без согласования с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей среды и представляют налоговым инспекциям до 1 февраля текущего года сведения по форме согласно приложению 1 «Расчет отчислений от платы за загрязнения окружающей природной среды, направляемых в Федеральный бюджет Российской Федерации и бюджет города Москвы», установленный распоряжением мэра Москвы от
27 октября 1999 г. № 1207-РМ к Временному порядку направления 10% платы за загрязнение окружающей среды в доход Федерального бюджета РФ и бюджета города Москвы.

Указанные расчеты, согласованные с Департаментом, природопользователи представляют налоговым инспекциям не позднее 1 апреля текущего года.

При расхождении сумм платы в Федеральный бюджет и бюджет города Москвы, указанных в расчетах, предприятия и организации недовнесенную сумму платы перечисляют в доход соответствующего бюджета не позднее 1 апреля текущего года. Суммы платежей, излишне внесенные в бюджет, засчитываются предприятию в счет предстоящей платы следующего квартала. Налоговые инспекции по указанным расчетам вносят соответствующие уточнения в карточки лицевого счета природопользователя.

По истечении квартала природопользователи без согласования с Департаментом определяют фактические размеры платы за загрязнение окружающей среды и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым инспекциям расчет по форме согласно приложению 2 к Временному порядку направления 10% платы за загрязнение природной среды в доход Федерального бюджета РФ и бюджета города Москвы «Расчет отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, направляемых в Федеральный бюджет Российской Федерации и бюджет города Москвы», установленный распоряжением мэра Москвы от 27 октября 1999 г. № 1207-РМ.

В соответствии с принятыми федеральными органами исполнительной власти нормативными правовыми документами нормативы платы зависят от размера загрязнения и подразделяются на три вида:

– в размерах, не превышающих нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения твердых отходов;

– в пределах установленных лимитов – выбросов, сбросов, размещения отходов;

– за сверхлимитное загрязнение природной среды.

Расчет платежей за загрязнение природной среды выполняется отдельно по каждому ингредиенту, затем результаты суммируются. Если масса загрязняющих веществ не превышает нормативы предельно допустимых выбросов, размер платежей определяется как произведение массы выбросов на базовый норматив платы за допустимые выбросы с применением коэффициентов, учитывающих экологическую ситуацию в Москве.

Размеры платежей за загрязнение природной среды подлежат корректировке в сторону снижения, если субъектом хозяйствования в результате выполнения природоохранных мероприятий обеспечивается:

– повышение экологичности выпускаемой продукции;

– снижение концентрации токсичных выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

– сокращение объема потребления природных ресурсов, объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения твердых отходов.

На сумму долевого взноса могут освобождаться от платежей природопользователи, участвующие в финансировании за счет собственных средств региональных и межрегиональных экологических программ. В счет платежей можно засчитывать часть собственных средств природопользователей, направленных на внедрение новых технологий, снижающих загрязнение среды.

Правительство РФ предоставило Правительству Москвы право по согласованию с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды и органом, ответственным за санитарно-эпидемиологическое состояние России, снижать размеры платы за загрязнение окружающей среды или освобождать от нее отдельные организации.

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» отнесено к компетенции субъектов РФ, но их органам исполнительной власти не предоставлено право вводить дополнительные платежи за пользование природными ресурсами, загрязнение природных объектов, размещение отходов и др.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы