Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза

Важную роль в обеспечении выполнения экологических требований при подготовке и принятии хозяйственных и иных решений играют оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза. В экономически развитых странах обе меры реализуются в рамках одного правового института ОВОС.

Согласно ст. 1 Конвенции ООН «Об ОВОС» от 25 февраля 1994 г., под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается рациональная процедура оценки возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Воздействие означает любые последствия планируемой деятельности, включая здоровье и безопасность людей, состояние флоры и фауны, почвы, воздуха и других материальных объектов.

Ст. 14 Закона об экологической экспертизе указывает, что документация, представляемая на государственную экологическую экспертизу, должна содержать материалы ОВОС. Проведение данной процедуры регламентируется Положением «Об ОВОС в Российской Федерации», утвержденным приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г.

ОВОС осуществляется заказчиком (инициатором) потенциально вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования, например, при разработке технико-экономического обоснования проектирования и строительства того или иного объекта. В городах, в частности в Москве, ОВОС проводится на стадии так называемого градостроительного задания.

Главное назначение этой процедуры – обеспечение заказчиком планируемой деятельности требований экологического законодательства на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения. ОВОС способствует:

– – выявлению видов и уровней воздействия этой деятельности на природу;

– – прогнозированию изменений состояния среды в случае осуществления планируемой деятельности и ее социально-экономических последствий;

– – выработке мер по обеспечению охраны среды в соответствии с требованиями законодательства РФ об охране окружающей среды.

Другими словами, ОВОС является превентивной мерой, призванной не допустить появления хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использования природных ресурсов. Однако ст. 29 ФЗ № 232 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключила из ст. 32 Закона об охране окружающей среды часть 2, гласившую «ОВОС проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений», т.е. практически упразднила рассматриваемую процедуру. Кроме того, ФЗ № 232 дополнил ст. 24 Градостроительного кодекса РФ пунктом 18 «Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения осуществляется без проведения общественных слушаний».

Согласно ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. (с изм. 2007 г.), экологическая экспертиза - правовая мера, направленная на установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с действующим законодательством исключительное право на проведение ГЭЭ предоставлено специально уполномоченным на то федеральным органам (Ростехнадзору и Росприроднадзору). На региональном уровне такие структурные подразделения имеются в природоохранных органах субъектов РФ. Все вместе они образуют единую систему ГЭЭ.

Принципами ГЭЭ являются:

– – презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности;

– – обязательность проведения экспертизы до реализации проекта;

– – комплексность оценки воздействия на среду;

– – обязательность учета требований экологической безопасности;

– – достоверность и полнота информации, представляемой на экспертизу;

– – независимость экспертов;

– – научная обоснованность, объективность и законность заключения экспертизы;

– – гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения;

– – ответственность экспертов за дачу ложного показания.

Порядок проведения ГЭЭ приведен также в ст. 10 Закона и в Положении о ГЭЭ.

Начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее, чем через 1 месяц после ее оплаты и приема комплекта необходимых материалов и документов. Срок поведения экспертизы зависит от сложности объекта, но не может превышать 6 месяцев.

Согласно ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 199 Москве как субъекту РФ с 1 января 2007 г. предоставлено право производить ГЭЭ всех объектов регионального уровня силами специального экспертного подразделения в составе Москомприроды. Кроме того, Москва имеет право принимать свои нормативные акты в области экологической экспертизы, а также осуществлять контроль за исполнением законодательства в данной области.

Экспертная работа в Москве может осуществляться в отношении следующих объектов (ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» с изм., внесенными ФЗ № 232):

- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;

- проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуа-тацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействия на окружающую среду в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.

Как отмечают эксперты, уровень качественной подготовки исходно-разрешительной документации (ИРД) и проектов нового строительства недостаточно высок. Основные причины отклонения данных видов документации следующие:

– – несоответствие предложений по застройке функциональному назначению территории;

– – наличие предложений по уплотнению застройки без достаточного градостроительного и экологического обоснования компенсационных мероприятий;

– – вырубка деревьев;

– – небрежное оформление материалов, отсутствие необходимых согласований;

– – неправильное применение методик расчетов выбросов вредных веществ в атмосферу, использование неутвержденных методик;

– – отсутствие в составе проектов разделов по благоустройству и озеленению и пр.

В плане-графике строительства объектов, утверждаемых Правительством Москвы, отмечается наличие участков без какой-либо экологической проработки с несогласованной ИРД.

Правительство Москвы проводит политику упорядочения землепользования и развития городского строительства в соответствии с градостроительной документацией. Поэтому значительно уменьшилось поступление на экспертизу исходно-разрешительной документации на отвод земельных участков, количество же градостроительной документации выросло почти вдвое.

Высокие темпы городского строительства при неудовлетворительной работе с населением по этим вопросам префектур и районных управ Москвы приводят к возникновению социальных конфликтов, о чем свидетельствует увеличение числа жалоб жителей. Эксперты и комиссии ГЭЭ призваны не только отвечать заинтересованным москвичам, но и рассылать ответы на запросы исполнительной и законодательной власти, общественных организаций и пр.

Разработка и введение в практику откорректированной по замечаниям комиссий ГЭЭ нормативной и инструктивно-методической документации, исходно-разрешительной докумен-тации, зонированию территории города обеспечивают более полный учет экологического фактора, прежде всего, на ранних стадиях планирования развития городских территорий и инвестиций.

Однако Закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключил из законодательства нормы, устанавливающие экологический и санитарно-эпидемиологический надзор. Таким образом, практически упразднены экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертизы. Единствен-ной экспертизой, которую должен будет проходить объект, остается единая государственная экспертиза проектной документации. Учитывая отмену лицензирования в строительстве и необязательность строительных норм, нагрузка на природную и окружающую среду в самом ближайшем времени может приобрести необратимые размеры.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы