Общероссийские нормативные правовые акты

Среди различных видов нормативных правовых актов, регулирующих охрану среды обитания, закон стоит на первом месте и занимает особое положение.

Основной Закон государства, «закон законов», – это Конституция. Как и в любой иной области, в регулировании отношений по поводу природопользования, охраны окружающей среды, права собственности на природные ресурсы, охраны и защиты экологических прав граждан Конституция Российской Федерации 1993 года играет основополагающую роль.

Ст. 2 Конституции определяет, что человек, его права и свободы являются высшей цен-ностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. Каждый согласно ст. 42 имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Большое значение для регулирования экологических отношений имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Пунктом «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана природной среды, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

Роль федеральных законов в регулировании отношений в сфере взаимодействия природы и общества особенно велика. Основным законом в области охраны природы и рационального природопользования является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 2004, 2005, 2006 гг.), который пришел на смену действовавшему ранее одноименному закону 1991 г. В ФЗ, несмотря на отсылочность многих статей, сделана попытка систематизировать правовые нормы, касающиеся охраны окружающей среды. Многочисленные изменения, внесенные в связи с принятием новых федеральных нормативных правовых актов, снизили природоохранную направленность Закона, но пока именно он определяет правовые основы государственной политики в данной сфере, регулирует отношения в области хозяйственной и иной деятельности, влияющей на природную составляющую среды обитания.

В основе регулирования отношений в области безопасности населения и территории, охраны окружающей среды и различных природных ресурсов лежат следующие федеральные законы:

- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ. Этот Закон в самой формулировке подчеркивает тесную связь экологической и техногенной диагностик;

- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 № 174-ФЗ (с изм.
1998 и 2004 гг.) устанавливает необходимость соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям;

- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от
30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (с изм.от 2004 г.) регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения в области территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, застройки, информационного обеспечения градостроительной деятель-ности регулируются Градостроительным кодексом РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. В ст. 2 Кодекса в числе принципов законодательства о градостроительной деятельности называются устойчивое развитие территорий, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, а также производство такой деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственность государственных и муниципальных органов за обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности человека, сохранение объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем, следует отметить, что в новом Градостроительном кодексе РФ по сравнению с ранее действующим, в котором ст. 7 главы II была посвящена обеспечению прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, экологические требования сведены до минимума и практически ограничиваются перечисленными декларациями.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г.
№ 232-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2007 г.) практически отменил в градостроительной деятельности ОВОС, государственную экологическую экспертизу и общественную экологическую экспертизу, изменил статьи, регламентирующие данные процедуры в Законе об охране окружающей среды. Принятие ФЗ № 232 снимает все ограничения с уплотнительной застройки, вырубки зеленых насаждений, размещения опасных производств и других посягательств на природу, в особенности, на территории городов,

ФЗ № 232 вносит соответствующие изменения в более 10 федеральных законов, имеющих непосредственное отношение к состоянию среды городов: «О пожарной безопасности» от
21 декабря 1994 г., «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года, «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 года и др., в Земельный и другие кодексы. Указанный закон противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 12 ФЗ
«Об охране окружающей среды.

С 1 января 2007 г. вступили в действие новые Водный и Лесной кодексы РФ, в которых (особенно в ЛК РФ) основное внимание уделено имущественным отношениям; государственная экологическая экспертиза в этих документах не упоминается.

Экологические отношения регулируются нормами не только экологического, но и других отраслей права, поэтому важны изменения, которым подвергаются также УК РФ, КоАП РФ и ГК РФ. Так, принятие ФЗ № 232 делает ничтожными ряд статей УК РФ и КоАП РФ, касающихся правонарушений и преступлений в области экологии.

Существенную роль в регулировании отношений по использованию и охране окружающей среды играют Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ. Исполнительная власть обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области экологии.

В качестве примера можно привести Указы Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и др.

Постановления Правительства РФ имеют значительный удельный вес среди источников экологического права. Согласно Постановлению Правительства РФ «О декларации промышлен-ного объекта Российской Федерации» промышленные предприятия должны предоставлять сведения о месторасположении, природно-климатических условиях, размещении и численности персонала промышленного объекта для случаев чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление Правительства РФ от 6 января 1997 г. «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу РФ» запрещает деятельность, ведущую к уменьшению численности указанных видов животных и т.д.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы