Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов

Любая хозяйственная деятельность связана с воздействием на окружающую среду: человек либо что-то изымает из нее, либо что-то вносит. Изымаются, как правило, полезные ископаемые, древесина, вода и другие природные ресурсы, а вносятся, в основном, загрязняющие вещества. Поскольку в настоящее время человечество не в состоянии изменить существующее положение, остается ограничить нормы расхода природных ресурсов и выброса загрязняющих веществ.

Нормированию в области охраны окружающей среды посвящены ст.ст. 19-31 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Нормирование осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение ее благоприятного состояния и обеспечение экологической безопасности. Экологическое нормирование представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные ее элементы, что позволяет рассчитывать на непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам.

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических объектов, загрязняющих атмосферный воздух, воду и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.

Нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Однако согласно ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» субъекты РФ имеют право ужесточать нормативы применительно к наиболее экологически вредным загрязняющим веществам.

Важную роль играют нормативы предельно допустимого вредного воздействия (ПДВ) на состояние окружающей среды. Эти нормативы, определяющие предельные размеры вредных воздействий на состояние окружающей среды, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Они являются основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Для Москвы с ее загазованностью и огромным количеством отходов особенно большое значение имеют два документа: Порядок установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г., и Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.

Проекты нормативов предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей среды разрабатываются хозяйствующими субъектами, а затем утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.

Особенностью нормирования предельно допустимого загрязнения окружающей среды транспортными средствами является то, что нормативы содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах закрепляются в государственных стандартах (ГОСТах). Такие стандарты утверждаются специально уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 29 ФЗ «Об охране окружающей среды» ГОСТами устанавливаются требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля. В настоящее время на смену стандартизации и сертификации пришло техническое регулирование, при котором комплексно решаются задачи установления требований к продукции (работам и услугам) и их соответствия. Ранее стандартизация и сертификация регулировались самостоятельными актами.

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование в области оценки соответствия.

Техническое регулирование содержит два основных экологически значимых элемента:

– – установление, применение и исполнение требований ко всем стадиям обращения с экологически значимой продукцией, а также выполнению работ или оказанию услуг;

– – оценка их соответствия.

При этом выделяются два вида требований в зависимости от их юридической силы: обязательные и добровольные.

Техническое регулирование – новое направление российского законодательства. Его основы закреплены ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании».

Цель реформы – уйти от огромного количества ГОСТов и СНиПов, которые предполагают жесткую стандартизацию требований к продукции, ее производству, хранению и фактически сдерживает развитие рыночной экономики.

Согласно Закону вместо стандарта используется технический регламент – документ, принятый международным договором, ратифицированный Российским государством в порядке, установленном Федеральным законом, Указом Президента РФ или Постановлением Правительства РФ, и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Однако с 1 июня 2003 г., когда закон вступил в силу, ни один технический регламент принят не был. В настоящее время планируется внесение в закон о техническом регулировании поправок, согласно которым в переходный период, устанавливаемый до 2010 г., технические регламенты должны приниматься не федеральными законами, а постановлениями Правительства. Предполагается, что к 2010 г. должны появиться 7 общих (по вопросам безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопас-ности; электромагнитной совместимости и др.) технических регламентов. Они должны обеспечить защиту здоровья или жизни граждан, имущества государства и частных собственников, охрану окружающей среды, защиту от введения в заблуждение приобретателя.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы