Нормативные правовые акты Москвы

Нормативно-правовые акты Москвы как субъекта Федерации в большой степени отражают ее специфику и составляют основу столичного экологического законодательства. Москва как субъект Федерации имеет собственный представительный (законодательный) орган: Московскую городскую Думу (МГД). Принимаемые этим органом законодательные и иные нормативные правовые акты основываются на федеральном законодательстве и не могут противоречить федеральным законам. Они представляются на подпись главе Правительства Москвы – ее мэру.

Среди законов Москвы главное место принадлежит ее Уставу.

Устав города Москвы – Закон города Москвы, принятый 28 июня 1995 года. Это первый в истории столицы акт конституционного законодательства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации он был призван определить предметы ведения г. Москвы, территориальное устройство города, статус всех органов власти, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и материальную основу их деятельности, формы прямого волеизъявления жителей Москвы и их участия в деятельности органов власти.

Однако кардинальные изменения федерального законодательства, регулирующего организацию и деятельность органов власти в субъектах Российской Федерации, обусловили необходимость новой редакции Устава. 13 июня 2001 г. Московская городская Дума приняла Устав города Москвы в новой редакции.

Позже в Устав вносился ряд изменений. Так, Закон города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 54 «О внесении изменений в статьи 13, 15, 16, 18, 23, 24, 29, 35, 41, 45, 46, 48, 53, 54, 56, 58, 61, 68 Устава города Москвы» был разработан и принят с целью совершенствования деятельности территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в столице. Для приведения некоторых положений Устава в соответствие с федеральным законодательством был принят Закон города Москвы от 19 марта 2003 г. № 17 «О внесении изменений в статью 35 Устава города Москвы».

Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории г. Москвы.

Устав имеет высшую юридическую силу по отношению к другим законам г. Москвы, правовым актам органов власти города и районов и их должностных лиц. В случае противоречия указанных актов Уставу действует настоящий Устав (ст. 9).

Территория Москвы - земельная и водная поверхность, недра, воздушное пространство в границах Москвы.

Согласно Уставу в Москве признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность и иные формы собственности, в том числе на природные ресурсы.

Земельные отношения в Москве определяются ст. 32 Устава. Эта статья, в частности, опреде-ляет, что в собственности, владении и пользовании Москвы могут находиться участки за пределами города Москвы, приобретенные для городских нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Землепользование осуществляется исходя из приоритета жизни и здоровья человека, его всестороннего развития, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизнедеятельности.

Уставом определяются территории Москвы с особым статусом: историко-культурные, лесопарковые, промышленные, а также территории, используемые для городского хозяйства, транспортных коммуникаций, энерго- и водоснабжения города и пр. (ст. 19).

Отношения органов власти Москвы с органами власти Московской области строятся с учетом общности интересов жителей обоих субъектов Федерации. Органы власти Москвы осуществляют свои функции совместно с органами власти Московской области в следующих сферах деятельности:

– – разработка и реализация целевых федеральных программ развития города Москвы – столицы Российской Федерации, действие которых распространяется на территорию Московской области;

– – проведение совместных природоохранных мероприятий в Москве и Московской области;

– определение порядка использования лесопаркового защитного пояса города Москвы и водоохранных зон;

– – обеспечение интересов жителей Москвы в развитии коллективного садоводства и огородничества и др.

Законодательными актами столицы являются и другие законы города Москвы, а также постановления Мосгордумы. Решения, принимаемые жителями Москвы на городском референдуме, законодательные акты города, распоряжения мэра и постановления Правительства образуют систему правовых актов Москвы.

Законодательные акты города Москвы в своей совокупности формируют законодательство города.

Одним из важнейших источников правового регулирования экологического состояния столицы является Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года.

Проект Закона города Москвы «О Генеральном плане развития города Москвы» принят Московской городской Думой во втором чтении 18 апреля 2001 г. Тем не менее, он «работал» как действующий Закон, пока не был введен в действие ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». По-видимому, теперь в проект будут внесены существенные изменения.

Целью разработки Генерального плана является формирование общегородской стратегии, направленной на создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития города в новых социально-экономических условиях. Концепция развития Москвы должна быть ориентирована таким образом, чтобы создать благоприятные условия и пространство жизнедеятельности не только для человека, но и для восстановления самой природы.

Наряду с вышеназванными источниками правового регулирования состояния городской среды большую роль играют нормативно-правовые акты, принятые МГД, и регулирующие любую деятельность с целью сохранения экологического баланса: законы, постановления Правительства Москвы, распоряжения мэра и премьера Правительства Москвы.

К числу важнейших законов г. Москвы относятся:

«О комплексном природопользовании в г. Москве», вводящий экологические показатели ка-чества окружающей среды с учетом функционального назначения различных территорий города (природные, общественные, производственные и смешанные). Путем реализации норм этого закона предполагается осуществить дифференцированный подход к вопросам охраны окружающей среды;

«О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в г. Москве». Схема представляет собой перечни существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий в городе по административным округам. Закон позволяет сформировать единую схему особо охраняемых природных территорий с целью комплексного развития природных территорий в городе в целом;

«Об отходах производства и потребления в г. Москве», регламентирующий вопросы исполь-зования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов или вторичного сырья.
В нем впервые закреплены требования по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений, биологическими отходами, отходами строительства и сноса. За нарушение установленных законом требований предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, Научно-исследовательский и проектный институт (НИиПИ) Генплана Москвы разработаны новые «Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы», эколого-градостроительный опорный план и экологический атлас г. Москвы.

Вспомогательными нормативно-правовыми актами являются стандарты. Они не устанав-ливают для субъектов экологических правоотношений каких-либо обязанностей и не предоставляют никаких прав в отношении использования и охраны природных ресурсов. Они лишь указывают допустимые параметры состояния того или иного элемента природной среды. Стандарты по охране природы России объединены по областям: гидросферы, питьевой воды, охране почв и охране земли и пр. Например, ГОСТ 17.2.1.04-77 «Охрана природы. Атмосферный воздух» регламентирует наличие определенных химических веществ в воздухе, пригодном для дыхания.

Особенность нового столичного экологического законодательства заключается в усилении мер превентивного воздействия.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы