Нормативная база регулирования обращения с отходами

Регулирование отношений в области обращения с отходами производится многими федеральными правовыми актами, а также законодательством субъектов РФ.

Важным этапом на пути организации сбора и утилизации отходов стал ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 26 от 24 июня 1998 г. В нем определены правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения их вредного воздействия на различные элементы природной среды и здоровье человека, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Закон не регулирует отношений в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросом загрязнителей в водные объекты, что регламентируется соответствующими законодательными актами.

Еще до принятия федеральной целевой программы «Отходы» на 1996–2000 гг. Правительство Москвы утвердило Постановление «Об удалении несанкционированных свалок с территории города и ликвидации загрязненных участков», однако во многих случаях работы проводились без надлежащих экологических обследований, загрязненный грунт не вывозился, и рекультиви-рованные участки вновь загрязнялись. В дополнение к вышеназванному нормативному акту было подготовлено Постановление Правительства Москвы «О ликвидации несанкционированных свалок и загрязненных участков на территории Москвы». За 2000 год в Москве уничтожено
11 несанкционированных свалок общей площадью 13 га. В дальнейшем были уничтожены несколько крупных свалок на территории Северо-Восточного и др. округов.

Начиная с 1992 г., Правительство Москвы приняло ряд документов, в которых были сформулированы принципы решения проблемы твердых бытовых отходов (ТБО). В 1992 г. – «Схему санитарной очистки города», в 1994 – «Комплексную экологическую программу до
2005 г.», в 2000 – «Концепцию обеспечения экологической безопасности Москвы до 2001 г. и на более отдаленную перспективу».

И все же проблема ТБО продолжает непрерывно обостряться.

Была выдвинута ошибочная инициатива замены ручной сортировки ТБО машинной. Авторы этой дебютной идеи в ноябре 1998 г. добились принятия распоряжения Правительства Москвы
«О внедрении промышленной сортировки ТБО с помощью мусоросортирующих станций (МСС)», которые надлежало построить на мусоросжигающих заводах (МСЗ) и мусоропогрузочных станциях (МПС).

Недостатки этой системы очевидны. Например, пластики, изготовленные на основе поливинилхлорида (ПВХ), исключительно ядовиты. Пищевые продукты упаковывать в них запрещено. Но внешне и по органолептическим признакам ПВХ не отличается от обычного пластика; опознавательный знак – определенного вида маркировка и белые полосы на местах сгиба ПВХ-упаковки. Между тем, если в процессе вторичной переработки на тонну полиэтиленовых бутылок попадется хотя бы килограмм ПВХ, вся партия вторичного продукта будет неприемлемого качества.

В распоряжении Правительства города «О совершенствовании системы обращения с ТБО в
г. Москве», принятом в ноябре 2000 г., монополистом по управлению ТБО назначено ГУП «Экотехпром». Раздельный сбор отходов не упоминается – по мнению специалистов, сегодня на полигоны вывозят даже те материалы, которые удается отсортировать.

Распоряжением Правительства Москвы от 6 апреля 2001 г. был утвержден план создания сети павильонов и пунктов приема вторсырья (65 точек) ЗАО «Вторпереработка». Однако работа движется медленно и не дает ощутимых результатов.

Говоря о законодательстве в области обращения с отходами, необходимо упомянуть проект ФЗ «Об упаковке и упаковочных отходах», в котором закрепляется финансовая ответственность производителей и промышленных потребителей упаковки за ее сбор и утилизацию. Этот Закон должен заложить основы для внедрения в России европейских норм сбора и переработки упаковочных отходов. По статистике, примерно 30 % таких отходов – импортная упаковка.

Особенно напряженная ситуация с отходами сложилась в центре столицы. Это обусловлено большим количеством торговых точек, нехваткой места под мусорные контейнеры и сложностью передвижения мусоросборочных машин в часы пик. Программа «Чистая Москва», реализуемая в настоящее время на территории ЦАО, призвана снять остроту проблемы.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы