Городской шум и правовые меры борьбы с ним

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» признает вредными воздействиями на атмосферный воздух температурные, энергетические, волновые, радиационные показатели атмосферного воздуха (шум, вибрацию, ионизирующее излучение и другие факторы).

Проблема снижения шума имеет громадное значение в улучшении среды обитания.

Как физическое явление шум представляет собой сочетание звуков различной силы. По санитарным нормам человек может переносить без особых последствий в течение длительного времени шум уровнем до 40 дБА. При систематическом воздействии шума развивается нейроциркуляторный синдром: головная боль, раздражительность, потливость, неприятные ощущения и боли в области сердца, бессонница.

Уровень автомобильного шума в городах очень велик и продолжает возрастать. Часто в жилых помещениях, больницах, местах отдыха, расположенных вблизи городских магистралей, он достигает 70–75 дБА, при норме для жилых помещений 40–50 дБА днем и 30–40 дБА ночью. Непосредственно на магистральных улицах шум достигает 69–85 дБА и держится в течение
15–16 часов в сутки, затихая лишь с 2 до 4 часов ночи.

Уровень уличного шума определяется составом транспортного потока, интенсивностью и скоростью движения. Он зависит от продольного и поперечного профилей улиц, высоты и плотности застройки, покрытия проезжей части и зеленых насаждений. Большое влияние на уровень шума оказывают тип, возраст и техническое состояние автомобилей, а также доля их в общем транспортном потоке.

Шум проезжающего грузового автомобиля, рейсового автобуса имеет уровень звукового давления не менее 90 дБА. На всех режимах работы они более шумны, чем легковые автомобили, в среднем на 15 дБА. При шуме в 90 дБА человек может находиться не более 8 часов. При повышении шума на каждые 5 дБА свыше уровня 90 дБА допустимая продолжительность пребывания сокращается в два раза.

В часы пик в Москве уровень звукового давления достигает верхнего порога слышимости (болевой порог) 130 дБА, когда самого звука уже не слышно, а чувствуется лишь боль в ушах.

Акустические проблемы создаются также авиа- и железнодорожным транспортом, наземными линиями метро, легким метро, строительными площадками, промышленными предприятиями и иными источниками (бытовой шум внутри жилых кварталов).

Предотвращение шумового воздействия в городах с 1973 года производится на основе подраздела «Противошумовые мероприятия» раздела проектной документации «Архитектурно-планировочное решение».

Особая роль в правовом регулировании уровня шума принадлежит стандартизации и нормированию. До принятия специальных технических регламентов действует ГОСТ 12.1.003–76 «Шум. Общие требования безопасности»; СНиП 1.02.01.–85 и др. Существуют отдельные санитарные нормы для ограничения шума при эксплуатации транспорта, например, утвержденные Минздравом «Санитарные нормы по ограничению шума на подвижном составе железнодорожного транспорта». Разработаны ведомственные нормативные акты, направленные на борьбу с шумом.

Ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды» обязывает власти субъектов Российской Феде-рации, органы местного самоуправления, юридических и физических лиц при осуществлении хозяйственной и иной деятельности принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума и иных видов физического воздействия на окружающую среду. При планировании и застройке жилых районов, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий. Превышение указанных нормативов запрещается; в противном случае нарушение влечет за собой приостановление или прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов, иного оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников вредного воздействия шума до устранения указанных недостатков.

Значимым этапом в решении проблемы городского шума является распоряжение Правительства Москвы от 19 июня 2002 г. № 865 «О порядке проведения строительных и реконструкционных работ на объектах в ночное время», а также принятие столичными депутатами Закона города Москвы от 12 июля 2002 г. № 42 «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве». Согласно ст. 96 Трудового кодекса Российской Федерации ночным временем считается время с 22 часов до 6 часов. Основные направления градостроительного развития Москвы на период до 2020 года предусматривают ликвидацию зон шумового дискомфорта на территории жилой и общественной застройки, в рекреационных зонах и общегородских центрах посредством функционального зонирования, применения современных методов застройки, организации дорожного движения, строительства инженерных сооружений, шумозащитных экранов вдоль основных магистралей города и железнодорожных путей. В частности, планируются:

– строительство объектов транспортной инфраструктуры с шумозащитными конструктивными элементами;

– устройство вдоль трасс магистралей полос зеленых насаждений специальной конструкции, обеспечивающей эффективную шумозащиту и снижение концентраций вредных примесей в воздухе;

– устройство вдоль трасс железных дорог на участках, примыкающих к жилой застройке, шумозащитных экранов протяженностью 65 км.

Для уменьшения негативного воздействия авиационного шума предусматривается переход на дневной режим работы аэропортов и использование специальных траекторий набора высоты.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы