Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира

В Конституции РФ животный мир в отличие от других природных ресурсов и элементов природной среды не упоминается. Основное регулирование животного мира в естественном состоянии осуществляется Федеральным законом «О животном мире» 1995 г. Гражданским кодексом РФ животные не разделены на диких и домашних и отнесены к объектам гражданских прав. Следовательно, общие правила об имуществе распространяются и на животных, поскольку Законом не установлено иное.

Животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов, хотя до настоящего времени их полномочия до конца не разграничены. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности.

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. Осуществление этих полномочий подконтрольно государству. Субъектами пользования животным миром являются граждане и юридические лица.

Ст. 34 Федерального закона «О животном мире» 1995 г. перечисляет виды пользования:

охота (ружейная, псовая, самоловная, с ловчими птицами) - выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц (перечень животных, относящихся к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1289);

рыболовство – добыча водных беспозвоночных и морских млекопитающих – морское, морское прибрежное, озерно-речное, промышленное и спортивное;

использование и извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений (жуков, бабочек, муравьев, пчел);

изучение и исследование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с изъятием либо без изъятия из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование без специального разрешения, бесплатно);

получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, воска и пр.).

Определен перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды обитания без лицензии запрещено. Пользование животным миром осуществляется на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования.

Очевидно, что для Москвы, как и для других крупных городов, такие виды пользования животным миром, как охота и промышленное рыболовство, исключаются. Разрешается лишь спортивное рыболовство, не наносящее большого ущерба ихтиофауне. Особую специфику имеют и другие виды пользования.

Для условий Москвы необходима объективная оценка ущерба, наносимого животному миру хозяйственной деятельностью. Выбор наиболее приемлемой для столицы методики оценки ущерба фауне и применение ее в условиях города даст возможность оценивать ущерб населению животных наряду с другими компонентами природной среды, повышать эффективность охраны мест обитания объектов животного мира. В связи с этими соображениями принято распоряжение мэра Москвы от 17 июня 1999 г. № 624 «Об утверждении методики исчисления размера ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением мест обитания объектов животного мира на территории Москвы».

Несмотря на значительное количество законодательных актов, регулирующих использование животного и растительного мира, существует ряд специфических пробелов в законодательной базе. Закон города Москвы от 30 июня 1999 г. № 28 «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы» был в первую очередь призван ликвидировать эти пробелы. В Законе дается определение терминов «дикие животные и растения», «редкие и исчезающие дикие животные и растения», «дериват», «образец диких животных и растений», «использование образцов»; регулируются отношения в области использования указанных объектов и определяется административная ответственность граждан и юридических лиц за нарушение положений Закона. Изменения федерального законодательства были учтены в Законе города Москвы от 19 сентября 2001 года № 37 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 24 апреля 1996 года № 12 «О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных» и «Временных правилах содержания собак и кошек в городе Москве».

По данным Всемирного фонда дикой природы (ВВФ), годовой незаконный оборот животных и растений, а также их частей и дериватов в столице оценивается как минимум в миллион долларов США, однако, по оценкам специалистов, он гораздо больше из-за высокой степени латентности незаконной торговли, особенно крупными партиями. Помимо угрозы выживанию диких животных и растений, их нерегулируемое использование в городе Москве представляет большую опасность для здоровья населения, так как многие объекты, особенно животные из тропических стран, являются переносчиками опасных инфекций. Незаконное использование крупных хищников также представляет прямую опасность для населения. В принятом законе четко определены условия использования и мера ответственности за незаконное использование диких животных и растений. Тем самым обеспечены их сохранение, благоприятная экологическая и эпизоотическая обстановка в столице, а также безопасность для жизни и здоровья москвичей.

Согласно новой редакции Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», предписавшей субъектам РФ вопросы ветеринарии, не отнесенные к ведению РФ, решать самостоятельно, был принят Закон города Москвы от 29 июня 2005 года № 33 «Об эпизооти-ческом и ветеринарно-санитарном благополучии города Москвы». Его целями является повышение эффективности мероприятий по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, выпуска безопасной в ветеринарном отношении продукции животноводства, предупреждения появления и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных.

В законе определены полномочия органов государственной власти города Москвы, структура государственной ветеринарной службы, ее статус, разделены функции государственной ветери-нарной службы в части осуществления контрольной (надзорной) деятельности и оказания услуг.

В связи с противоречием ряда статей Закона города Москвы от 29 июня 2005 года № 33
«Об эпизоотическом и ветеринарно-санитарном благополучии города Москвы» федеральному законодательству МГД принят Закон города Москвы от 18 января 2006 года № 4 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 29 июня 2005 года № 33 «Об эпизоотическом и ветеринарно-санитарном благополучии города Москвы». Внесенные изменения устранили противоречия в отношении норм Гражданского Кодекса Российской Федерации в части процеду-ры регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Существует еще один аспект проблемы «животные в городе». Она связана с увеличением количества домашних животных. Закон города Москвы от 24 апреля 1996 г. № 21 «О штрафных санкциях за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны животных» и «Временные правила содержания собак и кошек в городе Москве» не ввели ограничения на количество особей, содержащихся одним хозяином. В результате возникают стихийные «приюты» домашних животных, которые нарушают санитарное содержание мест общего пользования, являются рассадниками инфекции, причиняют беспокойство в ночное время. Большую группу нарушений составляют покусы собак.

Для улучшения ситуации было принято распоряжение Премьера Правительства Москвы от
16 января 1998 г. № 41-РП « О дополнительных мерах по сокращению численности собак и кошек и упорядочению содержания домашних животных в Москве».

Согласно данному документу Отдел городской фауны Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства был обязан координировать работу всех городских организаций в области защиты, отлова, содержания, ветеринарного обслуживания, использования и утилизации отбракованных животных, заключать договоры с Объединением ветеринарии Москвы на клинический осмотр, лечение, стерилизацию и вакцинацию безнадзорных животных в пунктах передержки.

Принимаемые меры не всегда достигают желаемого результата. Кроме того акции, осуществляемые в отношении безнадзорных и домашних животных, часто не гуманны и вызывают справедливое возмущение москвичей. СМИ с торжеством объявили об инициативе московского руководства: отлове и стерилизации бродячих собак, число которых достигло 30 тыс. На эту благородную цель из бюджета города были выделены крупные суммы, но они исчезли, а положение не улучшилось.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы