Экологический аудит

Предприятия-природопользователи, расположенные в городах, обязаны с одной стороны выполнять требования по организации рационального природопользования и охране городской среды от влияния своей деятельности, а с другой – обеспечивать экологическую безопасность предприятия путем защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера.

Инвестиционная привлекательность и реальная стоимость предприятий стали определяться не только экономическими показателями их хозяйственной деятельности, но и в значительной мере их «экологичностью».

Возникла необходимость независимой квалифицированной оценки соответствия деятельности предприятия требованиям норм и правил о безопасности, охране природной среды, защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Одним из таких механизмов является экологический аудит.

Под экологическим аудитом понимается независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Однако далее в Законе этот термин ни разу не упоминается.

Поэтому руководством к действию служит ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп.).

В РФ применяются как добровольный, так и обязательный экологический аудит.

Необходимость оценки соответствия деятельности предприятия требованиям законодатель-ства о безопасности, об охране природы, о рациональном природопользовании, о защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловили развитие в России экологического аудита. Многие иностранные инвестиции в экономику России требуют проведения обязательных программ экологического аудита.

В первую очередь, это требование относится к инвестициям, осуществляемым через Европейский и Международный банки реконструкции и развития. Аудирование проводится по методикам банков специализированными, в основном, западными фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. Полученное аудиторское заключение влияет на решение об инвестировании проекта.

Нормативная правовая база российского экологического аудирования находится в стадии формирования. В этой области отсутствуют общепринятые понятия и определения; существует множество различных мнений по поводу целей, функций, задач экологического аудита.

До настоящего времени аудиторская деятельность осуществляется согласно приказам Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181 и от 16 июля 1998 г. № 436, а также «Общим требованиям к центрам по обучению специалистов в области экологического аудита в системе Госкомэкологии России и порядка их аккредитации», утвержденных Госкомэкологии РФ
31 мая 1999 г. № 01-22/24-154.

На федеральном уровне нормативно-правового акта об экологическом аудите пока не существует, хотя Госдумой разрабатывается проект ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». В ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. имеются отдельные нормы и положения, относящиеся к данному вопросу. В ряде субъектов РФ принимаются законы об экологической безопасности, экологическом страховании, содержащие положения в отношении экологического аудита.

В соответствии с ФЗ от 25 сентября 1998 г. № 158 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на проведение аудиторской деятельности требуется лицензия. Москомприродой осуществляется развертывание работ по экологической сертификации, экологическому аудиту, учету экологического фактора при приватизации предприятий в Москве.

Правительством Москвы были приняты постановления от 27 августа 2002 г. № 693-ПП
«Об экологическом аудите» и от 22 июля 2003 г. № 568-ПП «Об утверждении Временного положения о Системе экологического аудита в городе Москве, Временного порядка проведения экологического аудита, Критериев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита». Эти документы регламентируют функционирование Системы и экологического аудита и порядок его проведения.

Главными вопросами, на которые должен ответить экоаудитор, являются следующие:

– осуществляется ли управление риском в процессе работы предприятия, его деятельности по обеспечению собственной безопасности и безопасности природной среды;

– соответствует ли деятельность предприятия по управлению риском установленным нормам, правилам и требованиям;

– способствует ли управление риском повышению инвестиционной привлекательности (безопасности) предприятия.

– Объектами экоаудирования являются предприятия, включенные в Единый классификатор потенциально опасных предприятий Москвы, а также в перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе.

При проведении экоаудита осуществляется независимая высококвалифицированная проверка выполнения предприятиями требований природоохранительного законодательства, установлен-ных общеотраслевых норм и правил, правильности и полноты отчетной, учетной, текущей эксплуатационной, организационной, финансовой и иной документации по охране окружающей среды с выдачей рекомендаций и предложений по совершенствованию природоохранной деятельности. Аудирование может сопровождаться инспектированием предприятия в целом, его отдельных объектов, сооружений, оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры, мест складирования отходов и т.д. на предмет выяснения их состояния, работоспособности оборудования, реализации запланированных для них мероприятий, а также проверкой правильности расчетов.

Однако при введении в практику этой прогрессивной природоохранной меры возможны искажения: ряд хозяйствующих субъектов склонен рассматривать сертификат экологического аудита как индульгенцию всех прошлых и свободу действий в отношении будущих право-нарушений природоохранного законодательства. Отсутствие единой концепции экологического аудита, нечеткость отдельных процедурных вопросов, недостаточное приближение к российской действительности и, наконец, спорность применяемой в теоретической части терминологии требуют как совершенствования теоретических основ, так и детализации отдельных положений экоаудита.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы