Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы

Снижение вредного влияния различных антропогенных факторов на окружающую среду и здоровье москвичей является приоритетным направлением деятельности Правительства Москвы.

Распоряжением мэра Москвы от 19 января 2001 года органом, осуществляющим государст-венное управление и координацию в сфере охраны и улучшения качества окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения и сохранения биологического разнообразия природного комплекса г. Москвы, а также проводящим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу на территории г. Москвы, определен Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

Основными задачами Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы являются:

– осуществление функций государственного управления и контроля в области охраны природной среды на территории Москвы, улучшение качества среды, обеспечение экологической безопасности населения и сохранение биологического разнообразия природного комплекса;

– осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности территориальных органов исполнительной власти в области охраны среды и природных ресурсов;

– проведение государственной экологической экспертизы;

– осуществление государственного экологического контроля за деятельностью радиацион-ноопасных объектов, расположенных на территории Москвы, в том числе на территориях закрытых и режимных объектов и предприятий;

– регулирование в пределах своей компетенции совместно с органами исполнительной власти использования природных ресурсов в целях защиты городской среды;

– формирование региональной нормативной, правовой и инструктивно-методической базы и проведение единой научно-технической политики в области охраны среды;

– управление объектами природно-заповедного фонда, находящимися на территории Москвы, ведение Красной Книги Москвы, участие в формировании системы особо охраняемых территорий;

– обеспечение оперативного представления информации о состоянии среды органам государственной власти Москвы;

– участие в международном сотрудничестве в области охраны природной среды и обеспечение в пределах своей компетенции реализации обязательств РФ, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах.

В соответствии с возложенными задачами Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы:

– осуществляет в г. Москве комплексное управление в области охраны среды обитания;

– участвует в разработке предложений по основным направлениям государственной экологической политики совместно с другими территориальными органами специально уполномо-ченных государственных органов РФ в области охраны природной среды по городу Москве;

– организует разработку и реализацию общегородских программ и экологических проектов, участвует в разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Москвы и инвестиционной политики;

– в рамках своей компетенции подготавливает предложения по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы РФ и городских правовых актов;

– участвует в разработке, согласовывает и утверждает региональные нормативы качества природной среды, правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие, а также правила ведения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на среду города;

– разрабатывает предложения по совершенствованию экономических методов и механизма управления охраной природной среды и реализует их в рамках своей компетенции;

– разрабатывает и утверждает инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, включая радиоактивные, в природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия по определению и возмещению вреда, причиненного загрязнением природной среды;

– организует и проводит работу по взиманию с природопользователей платежей за загрязнение природной среды;

– по поручению Правительства Москвы выполняет функции заказчика по проведению НИР, ОКР и других видов работ в области охраны природной среды;

– организует работы по выявлению и развитию особо охраняемых природных территорий; контролирует в пределах своей компетенции деятельность особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения; осуществляет меры по сохранению биологического разнообразия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, уникальных природных объектов и комплексов;

– ведет Красную Книгу Москвы, обеспечивает представление материалов для ведения Красной Книги Российской Федерации;

– совместно с территориальными органами других специально уполномоченных государст-венных органов Российской Федерации участвует в ведении кадастров природных ресурсов, а также кадастров особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, периодически переиздает региональный кадастр особо охраняемых природных территорий;

– организует работу Московского городского экологического фонда (Мосэкофонда), который находится в его ведении, участвует в подготовке предложений по формированию и использованию его средств, осуществляет контроль за их целевым использованием. Через своих представителей участвует в управлении Мосэкофондом;

– организует и проводит государственную экологическую экспертизу, а также контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы;

– организует и осуществляет на территории Москвы государственный экологический контроль, обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства, дает обязательные предписания по устранению выявленных нарушений и в установленном порядке ограничивает и приостанавливает хозяйственную и иную деятельность, выполняемую с нарушением природоохранных требований;

– осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений на проведение деятельности природоохранного назначения, утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных отходов, материалов и веществ и т.д.;

– организует подготовку ежегодного доклада о состоянии среды Москвы, участвует в подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации;

– осуществляет организацию экологического мониторинга на территории Москвы и в установленном порядке общее руководство функционированием государственной системы экологического мониторинга на территории города. Ведет учет объектов, загрязняющих природную среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие. Составляет и ведет перечень опасных отходов, мест их размещения, а также организует их учет;

– обеспечивает создание и функционирование экологических информационных систем, организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны среды (и в пределах своей компетенции ? природных ресурсов), ведет совместно с заинтересованными органами Правительства Москвы банки данных об окружающей среде, участвует в ведении банков данных о природных ресурсах и их использовании, о природоохранных и ресурсосберегающих, технических, технологических и организационно-экономических решениях;

– осуществляет в установленном порядке научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности подведомственных предприятий и организаций.

Совместно с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти:

– подготавливает предложения по разработке экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах;

– организует работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации, а также в пределах своей компетенции – в области регулирования природопользования;

– проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям;

– разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции перечень работ и услуг природоохранного назначения;

– совместно с органами Правительства Москвы участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;

– в пределах своей компетенции совместно с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти участвует в реализации обязательств, вытекающих из членства РФ в международных организациях и участия в международных договорах по охране среды, обеспечению экологической безопасности и сохранению биологического разнообразия; участвует в международном сотрудничестве, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в данной области.

В Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы действует коллегия, в состав которой по должности входят председатель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, его заместители, руководители управлений и отделов, а также ведущие ученые и специалисты сторонних организаций. Персональный состав коллегии утверждается Министром природных ресурсов РФ по представлению председателя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы и согласовывается с мэром Москвы.

Наряду с Департаментом и в тесном содружестве с ним в городе действует ряд организаций, защищающих экологические права граждан (табл. 1).

Таблица 1

Организации города Москвы, действующие в области охраны природы,

благоустройства, защиты прав и здоровья человека


п/п

Наименование организации

Сфера деятельности

1

2

3

1

Москомприроды.

Оперативная городская экологическая инспекция

(495)2547556

фиксирует нарушения порядка пользования природными ресурсами, сообщения о фактах загрязнения, промышленных выбросах, нарушения норм экологической безопасности

2

Объединение административно-технических инспекций Правительства Москвы

(495) 2545400

благоустройство и санитарная очистка города – чистота и порядок на улицах, стройплощадках, внешнее состояние домов и водоемов

3

Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (МосЦГМС)

(оперативная круглосуточная служба)

(495) 1159808, 1112189, 1113308

принимает сообщения о загрязнении воздушного бассейна города, воды и почвы, случаях радиационного загрязнения

4

ГП «Промотходы»

(495) 2031720

принимает сообщения о несанкционированных свалках промотходов в неположенных местах и просьбы о вывозе промотходов

5

МосНПО «Радон»

(495) 9124242, 9116409

принимает сообщения о радиоактивных загрязнениях, о необходимости дезактивации помещений, территорий, объектов, предметов

6

ГП «Экотехпром»

(495) 2541055, 2676292

принимает сообщения о нарушении порядка вывоза бытовых отходов – невывоз отходов, несанк-ционированные помойки – просьбы о ликвидации таких помоек и свалок бытовых отходов

7

МЦ Госсанэпиднадзора

(495) 2873141-Москва

(495) 5861078-М.О.

принимает сообщения о нарушениях санитарных норм, обнаруженных инфекциях, случаях заражения, скоплениях мелких грызунов, опасных инфекциях у животных

8

Главное управление по делам ГОЧС г. Москвы

(495) 4432475

принимает сообщения о чрезвычайных происшествиях и ситуациях в городе: крупные аварии и пожары с человеческими жертвами, значительные выбросы химических веществ в атмосферу и разливы опасных жидкостей, угрожающие безопасности


В случаях нарушения экологических прав граждан, издания незаконных актов чиновниками различных ведомств, их неправомерных решений, действия или бездействия законом предусмотрена возможность обращения с жалобой в вышестоящий орган власти и установлен месячный срок для ответа на жалобу.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы