Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы

ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122 изъял, а ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 199 возвратил субъектам РФ ряд полномочий в области охраны окружающей среды. В сфере охраны водных объектов субъектам РФ предоставлено право участвовать в организации и ведении государственного мониторинга и предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам.

3 июня 2006 г. был введен в действие новый Водный кодекс РФ. Несмотря на длительное обсуждение, он не получил одобрения ни государственной, ни общественной ЭЭ. Тем не менее, ВК РФ является основой правоприменительной, в том числе, судебной практики, влияет на использование и охрану водных объектов Москвы.

Ст. 1 определяет основные понятия, используемые ВК-2006, тем самым, придавая им общеобязательный характер. При этом такие определения ст. 1 ВК-95 г., как вода, поверхностные воды, подземные воды, загрязнение, засорение и пр., в число основных понятий не включены, хотя их смысл раскрывается в соответствующих статьях.

ВК РФ (ст. 55) определяет круг собственников и основные требования к охране водных объектов, осуществляемые собственником. Поскольку главным собственником водных объектов является РФ, выполнение определенных функций возлагается на органы государственного управления специальной компетенции – Федеральное агентство водных ресурсов, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомсанэпиднадзор.

Охрану приватизированных водных объектов осуществляют собственники, которые принимают необходимые меры по предотвращению их загрязнения и истощения, а также по ликвидации последствий других негативных воздействий.

В соответствии с ВК-2006 устанавливается право собственности субъектов РФ на пруды и обводненные карьеры, находящиеся на земельных участках, собственником которых является данный субъект РФ. Кроме того, государственным органам субъектов РФ может быть передано федеральное полномочие по предоставлению водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование физических или юридических лиц на основании договора или решения (ст. 26 ВК РФ).

Три вида водопользования: изъятие воды в промышленных объемах, выработка гидроэнергии, пользование акваторией в рекреационных целях – должны осуществляться не на основании лицензии, а в соответствии с договором водопользования. Договор заключается между водопользователем и органом исполнительной власти субъекта Федерации и регистрируется в водном реестре, который ведет Федеральное агентство водных ресурсов. Одиннадцать видов пользования осуществляются на основе выданного решения – бесплатного аналога ранее действующих лицензий.

Водное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (пункт «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ). С принятием ВК-2006 подзаконные акты Москвы в области водных отношений, основанные на старом ВК, то есть:

– распоряжение первого вице-премьера Правительства Москвы «О реализации проекта строительства цеха механического обезвоживания осадков сточных вод на 19-й иловой площадке» от 2 июня 1998 г.;

– постановления Правительства Москвы от 10 февраля 1998 № 101 «О комплексе мер по охране, восстановлению, оздоровлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий», от 17 февраля 1998 № 124 «О генеральных схемах водоснабжения, канализации, концепции отвода и очистки поверхностного стока г. Москвы на период до 2010 г.
(с изменениями на 24 ноября 1998 г.)» и от 3 мая 2000 № 399 «О сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории города Москвы»;

– распоряжения Премьера Правительства Москвы от 24 апреля 2000 № 398-РП «О создании экспериментального снегоплавильного пункта в Юго-Западном административном округе (с изме-нениями на 14 ноября 2000 года)»; от 5 июня 2000 № 560-РП «О реализации проекта строительства завода по механическому обезвоживанию осадков сточных вод на 19-й иловой площадке МГП «Мосводоканал»; от 24 ноября 1998 № 911 «О совершенствовании механизма управления и контроля за состоянием реки Москвы и ее притоков»;

– распоряжения заместителя Премьера Правительства Москвы от 27 мая 1997 № 558-РЗП
«Об оперативных мерах по очистке акватории р. Москвы»; от 5 января 2001 № 4-РЗП
«О проведении первоочередных работ по очистке русла реки Яузы» будут изменены, дополнены, или признаны фактически утратившими силу.

Водное законодательство Москвы – система подзаконных актов, состоящая из законов г. Мос-квы, распоряжений премьера и вице-премьера Правительства Москвы, постановлений Правительства Москвы, направленная на охрану и рациональное использование водных ресурсов столицы.

До принятия ВК-2006 не все вопросы водоохранного законодательства Москвы были нормативно урегулированы. В частности, не решен вопрос государственного контроля за источниками водоснабжения Москвы, находящимся на территории других субъектов Федерации. В настоящее время еще не закончена работа по принятию постановлений Правительства РФ, которые, по сути, должны сделать кодекс работоспособным. Таким образом, водные отношения некоторое время будут оставаться недорегулированными и запутанными.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы