Теоретические и практические проблемы создания механизма привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей среды

Опыт работы по созданию принципиальных положений системы экологического страхования ("ЭкСтра"), рассматриваемой как вид предпринимательской деятельности в области экологии, свидетельствует о возможности привлечения капиталов частных структур для решения некоторых природоохранных проблем специфическими рыночными методами.

Создание такой системы не только трудоемкий, но и мало изученный процесс.

Без преувеличения можно сказать, что отличительной чертой рыночного хозяйства является развитая сеть страхования различных рисков. Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных (вероятностных) убытков любому из них или третьим лицам. Естественно, что идеи страхования органично вписываются в рыночную систему, в механизм управления персонифицированной собственностью.

Убытки, причиненные народному хозяйству России в 1994 году только аварийным загрязнением окружающей природной среды, составили (собственные расчеты) от 1,5
до 1,8 трлн рублей (в ценах конца 1994 года). О каком-то экономически значимом возмещении этих убытков говорить не приходится. Единственная пока возможность предотвращения и компенсации части возникающих убытков видится в реализации федеральной системы экологического страхования и ее региональных структур.

В страховое поле экологического страхования включаются объекты, причиняющие вред окружающей среде в результате случайных (непредвиденных) ситуаций – аварий, технологических сбоев и других нарушений вероятностного происхождения.

Экологическое страхование – это страхование ответственности объектов – потенциальных виновников аварийного, залпового (непреднамеренного) загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источника такого загрязнения.

Непременным условием экологического страхования должна быть взаимная заинтересован-ность страховщика и страхователя в превентизации аварий, в предотвращении ущерба окружа-ющей среде. У того и другого возникают свои страховые интересы: у страхователя – компенсация прямых и косвенных убытков, у страховщика – извлечение прибыли.

Система экологического страхования должна охватить объекты регионального и федерального уровней с помощью создания страховых экологических фондов. Создание системы страховых экологических фондов в регионе ориентируется на реальные экономические возможности возмещения экологического вреда без нарушения устойчивого социально-экономического развития регионов и отраслевых комплексов. Дело не только и не столько в масштабах возмещения экологического вреда (в современных условиях они будут вынужденно малыми), сколько в гарантированности (неотвратимости) такого возмещения. Не меньшее значение имеет обеспечение с помощью страховых экологических фондов экономической заинтересованности предприятий в снижении экологического риска их хозяйственной деятельности.

Поддержку экологическому предпринимательству должен оказывать специально созданный за счет привлечения средств системы "ЭкСтра", экологический фонд.

В Законе об экологическом предпринимательстве необходимо предусмотреть разработку ряда нормативных документов по каждому виду деятельности. Например, экологическое страхование нуждается в нормативных актах: формирующих систему ответственности и определяющих юридическое и физическое лицо, несущее ответственность в бесспорном порядке; закрепляющих достаточность гарантий покрытия возможного ущерба; обеспечивающих организацию независимой, вневедомственной экспертизы с узаконенной процедурой оценки возмещения ущерба от фактически произошедшего загрязнения среды (заключения независимых комиссий должны являться законными основаниями для судебного рассмотрения вопроса о размерах ущерба и предъявления соответствующих исков государству или предприятиям); касающихся правил образования и функционирования независимых страховых организаций, обществ взаимного страхования, системы кредитования в условиях неопределенности.

И, наконец, исключительно важное значение должно быть придано в законе антимонопольным статьям.

Таким образом, развитие системы экологического страхования неразрывно связано с экологическим регулированием приватизационного процесса. Организационная незавершенность первой не должна сдерживать проведение второй, но от того, как скоро приватизируемое предприятие получит доступ к гарантированной компенсации причиняемых окружающей среде убытков, зависят качество и сроки выполнения плана экологической санации производства.

Экологическая безопасность, под которой понимается "процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду", не может ограничиваться рамками отдельного региона. Ее характер межрегионален. Экологическое предпринимательство, как и любой вид бизнеса, интернационален. Поэтому формирование единого экономического и экологического пространства естественно и разумно.

Все формы финансирования и материального обеспечения природоохранной деятельности нуждаются в расширении законодательной базы, которой мог бы стать Закон об экологическом предпринимательстве.



Оглавление
Экологическое страхование в России и за рубежом
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Краткая историческая справка
Из опыта экологического страхования Франции
Особые условия и описание экстремальных ситуаций при страховании (уголовной) ответственности за нанесение ущерба окружающей среде хозяйственной деятельностью в России
Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды
Рекомендации по организации экологического страхования
Рекомендации по порядку образования и характеристика составляющих регионального фонда экологического страхования
Рекомендации по созданию и проведению экологического аудирования
Предложения по формулировке прав и обязанностей страховщиков и страхователей, порядке и правилах экологического страхования
Предварительные группировочные показатели страховых событий
Анализ законодательной базы охраны окружающей среды и внебюджетного ее финансирования
Теоретические и практические проблемы создания механизма привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей среды
Правовая охрана земель
Правовая охрана вод
Правовая охрана морской среды и континентального шельфа
Правовая охрана недр
Правовая охрана атмосферного воздуха
Правовая охрана лесов
Правовая охрана животного мира
Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
Проект федерального закона РФ «Об экологическом страховании»
Основные законы в области природопользования и охраны окружающей среды
Все страницы