Проект федерального закона РФ «Об экологическом страховании»

Как уже было сказано выше, в России институт экологического страхования пока не получил должного развития. Большие трудности связаны с формированием государственного экологического страхового фонда. Трудно рассчитывать на выделение для этих целей необходимых средств из федерального бюджета. Другие реальные источники финансирования практически отсутствуют.

Статья 18 Закона «Об охране окружающей среды» 2002 года говорит о том, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков; что в Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование; что экологическое страхование осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Закон об охране окружающей природной среды 1991 года выделял два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

В систему экологического страхования должны быть вовлечены предприятия, осуществляющие виды деятельности, отнесенные правовыми актами к экологически опасным.
В ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрена обязательность страхования ответственности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан и окружающей природной среде при его эксплуатации. Установлен минимальный размер страховой суммы. Сходные условия оговорены в ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» рассматривает страхование ответственности по возмещению ущерба в качестве обязательства инвестора. ФЗ «Об использовании атомной энергии» называет страховой договор в числе видов финансового обеспечения со стороны эксплуатирующей организации на случай возмещения убытков, причиненных радиационным воздействием.

Возможность осуществления обязательного государственного экологического страхования, предусмотренная статьей 18 Закона об охране окружающей среды, означает не более чем подтверждение будущих намерений принять соответствующий акт. В статье не указываются лица, обязанные вести страхование. Согласно Гражданскому кодексу, «объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, минимальные размеры страховых сумм – определяются законом. Таким образом, обязательное экологическое страхование может быть введено только посредством принятия специального федерального закона, который определит все основополагающие условия.

23 мая 2006 в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему: «Перспективы развития нормативно-правовой базы в сфере экологического страхования», которые провел Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии.

Председатель комитета Виктор Шудегов отметил, что до настоящего момента в нашей стране не удалось сформировать систему экологического страхования и его нормативно-правового обеспечения. Тем не менее, необходимость защиты природной среды и человека от негативного воздействия загрязнения природы так или иначе требует решения этой проблемы. Докладчик привел в пример недавнюю ситуацию с Байкалом. По проекту Водного кодекса, который, по мнению сенатора, вызывает справедливую критику и нуждается в серьезной доработке, размер природоохранной зоны у водоемов уменьшается в 5 раз. И случись на таком расстоянии прорыв трубы, Байкалу не избежать загрязнения. Вмешательством Президента опасность, связанная с прокладкой вблизи озера нефтепровода, устранена. Это хорошо, сказал В. Шудегов, но разве так должны решаться проблемы? Он убежден, что охрана природы должна иметь исчерпывающее законодательное обеспечение. Развитие рыночных отношений в экономике России, расширение экономических свобод для участников хозяйственной деятельности требуют применения наряду с административными экономических методов регулирования.

Безопасность природной среды является одним из важнейших элементов социально–экономической политики государства. При этом страхование ее состояния при различных видах деятельности – один из основных способов управления рисками и гарантия полного или частичного возмещения нанесенного вреда.

Проанализировав состояние существующей нормативной базы в своем докладе, В. Шудегов пришел к выводу, что большинство нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не предусматривают предоставления гарантий на случай нанесения вреда, а в тех документах, которые содержат положения об использовании страхования при возмещении нанесенного природе вреда, отсутствуют механизмы его реализации. Между тем, принцип «загрязнитель платит» находится в основе аналогичного законодательства об экологическом страховании США, Европы, некоторых стран СНГ, в частности Азербайджана и Казахстана.

Как считает сенатор, и с этим соглашались другие участники парламентских слушаний, необходимо принятие федерального закона об обязательном экологическом страховании, который станет основой создания единой системы предупреждения, ликвидации вреда и восстановления окружающей среды.

С основными идеями этого законопроекта аудиторию ознакомила Наталья Коваленко, исполнительный директор страховой компании «Альфа-страхование», старший преподаватель кафедры «Страховое дело» Финансовой академии при Правительстве РФ. В своем выступлении она обосновала необходимость обязательного страхования в связи с небезграничностью ассимиляционного ресурса природы тем, что у нас не работает принцип «загрязнитель платит», а государство не обеспечивает в должной мере выполнение требований возмещения вреда, причиненного окружающей среде и контроля над восстановлением природной среды. Кроме того, напомнила она и о международных обязательствах России в сфере охраны окружающей среды и природопользования, требующих гармонизировать отечественное законодательство с международным в природоохранной сфере.

Н. Коваленко подчеркнула, что экологическое страхование представляет собой систему видов страхования в сфере охраны окружающей среды и природопользования и включает в себя страхование ответственности хозяйствующих субъектов за вред, нанесенный загрязнением окружающей среды, ответственности за невыполнение обязательств по договорам природопользования, страхование природных ресурсов, имущества и здоровья граждан от негативного воздействия загрязненной окружающей среды.

По ее словам, консолидация усилий всех заинтересованных сторон – единственное условие реали-зации поставленных задач по созданию в России системы обязательного экологического страхования.

Участники парламентских слушаний обсудили также анализ практики и нормативно–правовой базы экологического страхования в России, существующий опыт страхования риска загрязнения окружающей среды, экологический аудит как механизм оценки рисков и ущербов при экологическом страховании, различные формы организации экологического страхования и другие вопросы, связанные с темой парламентских слушаний.

По итогам слушаний приняты рекомендации, адресованные Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации, направленные на ускорение разработки и рассмотрения проекта Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании».

Ниже приведен проект Федерального закона об экологическом страховании (Экологическое страхование в России). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы развития экологического страхования, формирования рынка экологических услуг, роль и место экологического страхования в России.

Статья 1. Цель экологического страхования. Целью экологического страхования является обеспечение страховой защиты материальных интересов граждан и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации убытков, причиняемых загрязнением окружающей среды, вызванном авариями, технологическими сбоями или стихийными бедствиями, деградированной под воздействием хозяйственной деятельности природы [далее – аварийным (внезапным, непреднамеренным) загрязнением среды], а также экономическое стимулирование предотвращения аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения среды.

Экологическое страхование покрывает риск аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения среды, обусловленный как деятельностью самого страхователя, так и причинами, от него не зависящими.

Статья 2. Понятие экологического страхования. Под экологическим страхованием понимается страхование ответственности предприятий – источников повышенного экологического риска за причинение убытка гражданам и юридическим лицам, а также страхование собственных убытков, образующихся в результате аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения среды.

Статья 3. Объекты экологического страхования. Объектами экологического страхования являются жизнь, здоровье, трудоспособность граждан, имущество, материальные ценности и интересы граждан и юридических лиц, подвергшихся воздействию загрязненной или деградированной в результате хозяйственной деятельности среды.

Статья 4. Формы проведения экологического страхования. Экологическое страхование осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное экологическое страхование проводится страховыми организациями любой формы собственности, получившими в установленном законодательством порядке лицензию на право проведения этого вида страхования в рамках ассоциированной федеральной системы экологического страхования.

Добровольное экологическое страхование осуществляется на условиях и в пределах прав, предоставляемых законодательством Российской Федерации.

Лицензия на право проведения операций экологического страхования выдается Федеральной службой надзора России за страховой деятельностью по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Перечень видов деятельности, подлежащих экологическому страхованию определяется при обязательном экологическом страховании в отрасли, на территории или предприятии Комиссией по экологическому аудированию, при добровольном – договором экологического страхования.

Статья 5. Страховщики.

5.1. Страховщиками в экологическом страховании выступают страховые организации любой формы собственности, получившие в установленном законодательством порядке лицензию в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью.

5.2. В целях осуществления крупных превентивных природоохранных проектов и увеличения размеров страховых фондов создаются пулы (объединения) страховщиков.

5.3. Доля собранной премии по экологическому страхованию особо опасных объектов, остающаяся на собственном удержании страховой организации, не может превышать 25% общего размера премии, собираемой страховщиком.

Отнесение объектов к категории особо экологически опасных проводится структурными подразделениями Комиссии по экологическому аудированию.

Статья 6. Страхователи. Страхователями в экологическом страховании являются юридические лица и граждане, уплачивающие страховые взносы и вступающие в конкретные страховые отношения со страховщиками.

При обязательной форме экологического страхования страхователи определяются постановлением Правительства России по представлению Комиссии по экологическому аудированию, согласованному с отраслевыми и Федеральными органами управления, контролирующими безопасность технологических процессов, а также с территориальными службами охраны природы.

Статья 7. Предел ответственности страховщика. Предел ответственности страховщика при обязательном экологическом страховании устанавливается на основе расчетов, проводимых структурными подразделениями Комиссии по экологическому аудированию в соответствии с разработанными и утвержденными ею нормативно-методическими документами по оценке убытков от аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения среды.

Предел ответственности страховщика при добровольном экологическом страховании устанавливается на основе нормативно–методических документов по оценке убытков от аварийного загрязнения окружающей природной среды и закрепляется договором добровольного экологического страхования.

Статья 8. Договор экологического страхования, страховой полис.

8.1. Договор экологического страхования – двустороннее соглашение, в силу которого страховая организация обязуется при наступлении страхового события возместить понесенный вследствие этого события убыток или выплатить страховую сумму страхователю или иному лицу, уполномоченному на ее получение, а страхователь должен уплачивать страховые взносы в установленные сроки.

8.2. Договор экологического страхования оформляется страховым полисом страховщика, который выдается страхователю в порядке, установленном условиями страхования.

8.3. Договор экологического страхования регистрируется в территориальной службе охраны природы при наличии заключения структурного подразделения Комиссии по экологическому аудированию.

Статья 9. Страховые взносы. Порядок исчисления страховых взносов (страховых премий) и их размеры устанавливаются: при обязательном экологическом страховании страховщиком самостоятельно на основании заключения структурного подразделения Комиссии по экологическому аудированию и структуры тарифной ставки, определенной Постановлением Правительства России по представлению Комиссии по экологическому аудированию с учетом лимита ответственности страховщика; при добровольном экологическом страховании страховщиком и закрепляются в договоре добровольного экологического страхования.

Страховые взносы по обязательному экологическому страхованию относятся на себестои-мость выпускаемой продукции (работ, услуг) страхователя. По решению администрации террито-рий, уплаченные по обязательному экологическому страхованию взносы, полностью или частично могут засчитываться в счет платежей страхователя в территориальный экологический фонд за загрязнение окружающей среды и в пределах суммы страхового взноса в этот фонд не вносятся.

Страховые взносы по добровольному экологическому страхованию уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении страхователя.

На страховые взносы, внесенные в период действия договора экологического страхования, не может быть обращено взыскание за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 10. Страховое событие (страховой случай). Страховым событием (страховым случаем) является юридический факт, с наступлением которого Закон или договор страхования связывают выплату страхового возмещения.

Перечень страховых событий (страховых случаев) определяется при обязательном экологическом страховании по отраслям, территориям и отдельным предприятиям Комиссией по экологическому аудированию, при добровольном – договором экологического страхования.

Статья 11. Страховое возмещение. Страховое возмещение по обязательному экологическо-му страхованию выплачивается в размере причиненного ущерба на основании предъявленных претензий (исков) в пределах лимитов, установленных законодательством и в договоре обязательного экологического страхования.

Страховое возмещение по добровольному экологическому страхованию выплачивается в соответствии с условиями договора добровольного экологического страхования.

Иски, предъявленные в судебные органы, принимаются к рассмотрению последними при соответствующем заключении структурного подразделения Комиссии по экологическому аудированию.

Выплачиваемые страховыми организациями суммы страхового возмещения не подлежат обложению налогами, сборами и с этих сумм не взыскивается государственная пошлина.

Статья 12. Переход к страховой организации прав страхователя в отношении лица, ответственного за причиненный ущерб. К страховой организации, уплатившей страховое возмещение по экологическому страхованию, переходит в пределах этой суммы право требования, которое страхователь (или иное лицо, получившее страховое возмещение) имеет к лицу, ответственному за аварийное (внезапное, непреднамеренное) загрязнение среды.

Статья 13. Средства страховщика. Резервы и фонды, созданные страховщиком для обеспечения устойчивости операций экологического страхования, исключаются из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.

Страховые резервы страховщиков по экологическому страхованию не подлежат перечис-лению в Республиканский бюджет, бюджеты республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей и округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 14. Формирование ассоциированной федеральной системы экологического страхования.

14.1. Для обеспечения выполнения обязательств перед страхователями, финансовой устойчивости операций экологического страхования и его государственной поддержки создаются ассоциированная федеральная система экологического страхования и Комиссия по экологическому аудированию.

Средства ассоциированной федеральной системы экологического страхования формируются за счет бюджетных ассигнований, отчислений от прибыли страховых организаций, занимающихся операциями экологического страхования, средств государственных внебюджетных экологических фондов, других источников.

Порядок формирования и использования средств ассоциированной федеральной системы экологического страхования определяется Уставом и Учредительным договором участников.

Ассоциированная федеральная система экологического страхования создается как перестраховочная структура и организует взаимодействие страховых компаний, занимающихся операциями экологического страхования на межрегиональном уровне.

14.2. Комиссия по экологическому аудированию создается из специалистов научно–исследовательских учреждений, органов охраны окружающей среды и Федеральной службы надзора России за страховой деятельностью и уполномочивается Правительством России осуществлять экологическое аудирование предприятий.

Экологическое аудирование осуществляется создаваемыми Комиссией по экологическому аудированию небюджетными структурными подразделениями. Нормативно-методическая документация разрабатывается по заданию этой Комиссии, ею рассматривается и утверждается. Комиссия осуществляет свою работу на основании утверждаемого Правительством России Положения.

Статья 15. Природоохранная деятельность страховых организаций. Страховые организации формируют фонды финансирования превентивных природоохранных мероприятий, направленных на предотвращение аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей среды, а также имеют право предоставлять кредиты страхователям на реализацию противозагрязняющих проектов.

Страховые организации, проводящие операции обязательного экологического страхования, отчисляют в фонды финансирования превентивных природоохранных мероприятий не менее 15% балансовой прибыли от осуществления этих операций.

Сумма средств фондов финансирования превентивных природоохранных мероприятий исключается из налогооблагаемой базы страховых организаций.

Статья 16. Рассмотрение споров. Споры, вытекающие из отношений сторон по экологическому страхованию, разрешаются в судебном порядке.



Оглавление
Экологическое страхование в России и за рубежом
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Краткая историческая справка
Из опыта экологического страхования Франции
Особые условия и описание экстремальных ситуаций при страховании (уголовной) ответственности за нанесение ущерба окружающей среде хозяйственной деятельностью в России
Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды
Рекомендации по организации экологического страхования
Рекомендации по порядку образования и характеристика составляющих регионального фонда экологического страхования
Рекомендации по созданию и проведению экологического аудирования
Предложения по формулировке прав и обязанностей страховщиков и страхователей, порядке и правилах экологического страхования
Предварительные группировочные показатели страховых событий
Анализ законодательной базы охраны окружающей среды и внебюджетного ее финансирования
Теоретические и практические проблемы создания механизма привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей среды
Правовая охрана земель
Правовая охрана вод
Правовая охрана морской среды и континентального шельфа
Правовая охрана недр
Правовая охрана атмосферного воздуха
Правовая охрана лесов
Правовая охрана животного мира
Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
Проект федерального закона РФ «Об экологическом страховании»
Основные законы в области природопользования и охраны окружающей среды
Все страницы