Правовая охрана животного мира

Животный мир – исторически сложившаяся совокупность животных всей Земли или ее произвольно выбранной части. Животный мир составляют сообщества диких животных, обитающих в естественных условиях на суше, в воде, почве и постоянно или временно населяющих определенную территорию или акваторию.

Животный мир является неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли. Поэтому основной целью законодательства о животном мире и, в первую очередь, ФЗ «О животном мире» 1995 года является регулирование отношений не только в области использования и охраны животного мира и его отдельных объектов, но и в области сохранения среды их обитания для обеспечения биологического разнообразия и устойчивого существования животного мира. Из этого следуют и основные принципы государственного управления: обеспечение устойчивого существования и использования животного мира; поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания; осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности; привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира и др.

ФЗ «О животном мире» (ст. 4) относит животный мир к государственной собственности (федеральной и субъектов РФ). Кроме того, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России в отношении объектов животного мира (ст. 4 Закона о животном мире, ст. 5 Закона о континентальном шельфе, ст. 5 Закона об исключительной экономической зоне России). Объектами федеральной собственности являются виды: а) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ; б) обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения; в) населяющие территориальные моря и континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ; г) подпадающие под действие международных договоров РФ; д) отнесенные к особо охраняемым и ценным в хозяйственном отношении; е) естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, муниципальной и государственной собственности.

Право пользования животным миром устанавливает общие и приоритетные права. Наличие приоритетного права не меняет статуса государственной собственности (федеральной или субъектов РФ). Приоритетным правом обладают коренные малочисленные народы. Данное право ограничивается по территориальному признаку – территорией традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов. Общее право распространяется на общие виды пользования животным миром – охоту, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих и др.

Объекты животного мира предоставляются в пользование юридическим лицам в долгосрочное пользование на основе долгосрочной лицензии. Порядок выдачи долгосрочных лицензий разработан и утвержден Правительством РФ 27 декабря 1996 г. Пользователи обязаны осуществлять только указанные в лицензии виды пользования; соблюдать установленные нормы и сроки, правила пользования; применять способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания; обеспечивать охрану воспроизводство объектов, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения. Граждане получают право краткосрочного пользования объектами животного мира на основании именной разовой лицензии. Ст. 34 Закона о животном мире дает перечень видов и способов пользования животным миром.

Наиболее распространены и потому более детально регламентируются охота и рыболовство.

Различают охоту активную, т.е. с использованием охотничьего ружья или ловчих животных путем выслеживания и добычи; пассивную – с помощью капканов и сетей; промысловую – для получения продукции и спортивную (любительскую), которая может осуществляться всеми гражданами, достигшими 18-летнего возраста, прошедшими испытания по правилам охоты, техники безопасности на охоте, обращению с охотничьим ружьем и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Постановлением Правительства от
26 декабря 1995 г. (в редакции от 30 июля 1998 г.) утвержден перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договор с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками. Они получают право на охоту с 14-летнего возраста после уплаты госпошлины. Специальные правила установлены для граждан РФ, чье существование и доходы основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков (коренные малочисленные народы, этнические общности и их объединения). Право на любительскую и спортивную охоту предоставляется именной, разовой лицензией на добычу определенного количества объектов, в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право охоты, т.е. охотничьим билетом. Охотничий билет выдается государственным органом управления охотничьим хозяйством. Членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметками о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия. Министерство сельского хозяйства России в 1998 г. издало Приказ «О выдаче удостоверений на право охоты». Для исполнения этого Приказа разработана Инструкция о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории РФ. Право на любительскую охоту иностранным гражданам предоставляется по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Регулирование отношений в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих статьей 42 закона о животном мире отнесено к «соответствующим законам и иным нормативным актам». В 2004 г. был принят ФЗ № 166/ФЗ (от 20.12.2004)
?О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов?. Все граждане РФ имеют право на любительский лов рыбы, добычу водных ресурсов для личного потребления бесплатно в водоемах общего пользования, т.е. не входящих в состав особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомниками, для которых установлен специальный режим водопользования. Лицензионный лов рыбы разрешается всем гражданам РФ по платным лицензиям в водоемах или участках, определенных органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или органом местного самоуправления. В лицензии определяется количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки лова (сутки, месяц, сезон). Специальные правила (с учетом правовых обычаев) установлены для представи-телей малочисленных народов. Что касается ценных видов рыб, то их ловля определяется Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденным Постановлением Правительства от 26 сентября 1995 г. (новая редакция от 03.10.2002 г.).

В статье Закона о животном мире, где определены основные цели этого закона, на первом месте стоит охрана животного мира, а потом уже его использование. Мерами охраны животного мира и условий его сохранения, а также сохранения и восстановления среды обитания животного мира названы: ведение государственного учета объектов животного мира и их использования, государственного кадастра, содержащего сведения о географическом распространении животных, их численности, показателях среды обитания и воздействия на нее, сведения о хозяйственном использовании объектов животного мира и среды их обитания; осуществление государственного мониторинга объектов животного мира, т.е. системы регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания; нормирование в области использования животного мира, проявляющееся в установлении лимитов, нормативов, определенных правил использования объектов животного мира; разработка и проведение мероприятий по охране отдельных объектов животного мира (например сохранение амурского тигра); организация охраны животного мира и среды его обитания созданием специально уполномоченных государственных органов по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контролю за обеспечением всеми пользователями законодательства о животном мире; координация деятельности международных органов и организаций, внутриорганизационной деятельности различных ветвей власти разного уровня по планированию и реализации мероприятий, направленных на сохранение объектов животного мира и среды их обитания.

В статье 52 ФЗ «О животном мире» определено регулирование платы за пользование животным миром. Систему платежей образуют: плата за пользование животным миром; штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование им. Плата взимается в виде государственной пошлины, членских взносов, оплаты лицензий и сборов за выдачу лицензий. Предельные размеры платы устанавливаются в кратном размере от минимального МРОТ, включая НДС, например, за добычу лося, бурого медведя установлена плата в размере 2–4 МРОТ (для обществ охотников и рыболовов 1–2 МРОТ). Плата поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в соотношении 40 и 60%. Штрафы поступают в бюджет субъектов РФ. В законе предусмотрены и меры экономического стимулирования в виде налоговых и иных льгот, предоставления льготных кредитов и др.

За неправомерные действия в области охраны и использования животного мира следует, согласно Закону о животном мире, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность, в соответствии с КоАПом РФ предусмотрена как за нарушения в пользовании объектами животного мира или при их охране [статьи: 7.11. Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), 8.20. Незаконная передача … живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической
зоне РФ, 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира, 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира, 8.38. Нарушение правил охраны рыбных запасов], так и за нарушения правил охраны среды обитания животных [статьи: 8.14. Нарушение правил водопользования, 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии, 8.29. Уничтожение мест обитания животных, 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных]. Штрафы за перечисленные нарушения взимаются дифференцированно, во–первых, в зависимости от субъекта правонарушения (с граждан, должностных лиц и юридических лиц), во–вторых, от ценности незаконно изъятых объектов или степени повреждения естественной среды обитания. Нередко наряду со штрафом применяются конфискация судна и орудий лова и лишение права охоты или рыболовства.

Рассматривают дела об административных нарушениях различные органы в зависимости от вида правонарушения: органы пограничной службы, лесной службы Министерства охраны окружающей среды природных ресурсов РФ, органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, органы рыбоохраны, органы государственного экологического контроля.

Общественно опасные нарушения права пользования животным миром, в частности при незаконной охоте либо незаконной добыче водных животных, могут повлечь применение уголовной ответственности в соответствии с нормами статей 256 (Незаконная добыча водных животных и растений) и 258 (Незаконная охота) УК РФ.

Уголовная ответственность за незаконную добычу рыбы, вод­ных животных и морских промысловых растений наступает при на­личии обстоятельств, указанных в пунктах «а», «б», «в» и «г» ч. 1 статьи 256 УК. Крупный ущерб, являющийся последствием незаконной добычи, определяется исходя из конкретных обстоятельств дела. При решении вопроса, является ли ущерб крупным, необходимо учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, а также иные обстоятельства. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 статьи 256 выражается в добыче морских котиков, морских, или каланов, бобров и иных морских млекопитающих в открытом море (за пределами 12-мильной зоны) либо в запретных зонах (специальных заповедниках, отведенных для размножения животных). Правилами охраны и добычи морских млекопитающих промысел котиков ограничен (разрешается исключительно государственным организациям по разрешительным билетам и только в определенных местах), а каланов запрещен полностью. Поэтому незаконной, влекущей уголовную ответственность, признается добыча морских котиков или морских бобров, осуществляемая без разрешения органов рыбоохраны либо хотя и при наличии разрешения, но в местах, не указанных в разрешении. С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. В ч. 3 статьи 256 УК установлена ответственность за деяния, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Объективную сторону преступления, предусмотренного статьей 258, образует незаконная охота на диких зверей и птиц, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, га­зов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Уголовная ответственность за незаконную охоту наступает при наличии обстоятельств, перечисленных в пунктах «а», «б», «в» и «г» ч. 1 статьи 258 УК. Понятие крупного ущерба в статье 258 УК не отличается от аналогичного понятия, содержащегося в статье 256. В ч. 2 статьи 258 предусмотрена ответственность за незаконную охоту, совершенную лицом с использованием своего служебного по­ложения либо группой лиц по предварительному сговору или орга­низованной группой.

Наказание за эти преступления предусмотрено в виде штрафа в размере 200–500 МРОТ (ч. 1 и 2 ст. 256 и ч. 1 ст. 258) и 500–700 МРОТ (ч. 3 ст. 256 и ч. 2 ст. 258), либо исправительными работами до 2 лет, либо арестом до 6 месяцев. Преступления, предусмотренные ч. 3 статьи 256 и
ч. 2 статьи 258, могут повлечь за собой лишение свободы на срок до 2 лет.

Данные статистики показывают, что именно браконьерство превалирует надо всеми остальными видами экологических преступлений. Количество преступлений, зарегистрированных лишь по двум статьям (256 и 258) УК РФ, составляют свыше половины всех экологических преступлений. Причем, есть и такие регионы, где, например, рыбное браконьерство составляет свыше 90% всех экологических преступлений, – это Астраханская и Сахалинская области; свыше 80% таких преступлений регистрируется в Камчатской области, свыше 70% – в Дагестане и Хабаровском крае, 50% – в Калмыкии.

Статьей 245 УК РФ устанавливается ответственность за жестокое обращение с животными, причем особо подчеркивается, что такое преступление совершается умышленно либо из хулиганских побуждений, либо с применением садистских методов.

В Законе о животном мире регламентируется сохранение среды обитания как важнейшего условия существования животного мира, а в Уголовном кодексе предусмотрены санкции и за ухудшение экологического состояния ареалов обитания объектов животного мира. Так, предусмотрена уголовная ответственность: за загрязнение вод (ст. 250), если его последствия выразились в причинении существенного вреда животному миру, рыбным запасам; за загрязнение морской среды (ст. 252), причинившее вред живым ресурсам; нарушение правил охраны рыбных запасов, выразившееся в производстве различных строительных работ или лесосплаве, или осуществлении взрывных работ, или иной деятельности (ст. 257), если это повлекло массовую гибель рыбы иди других водных животных, или уничтожение кормовых запасов; за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), повлекшее гибель популяций этих организмов.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 250, 252, 257, 259, обязательно проводится предварительное следствие либо следователями прокуратуры, либо следователями ОВД (ст. 259). По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 245, 256, 258, предварительное следствие проводится в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор.

Применение санкций не освобождает от обязанности возместить ущерб и сопровождается, как правило, конфискацией незаконно добытого, изъятием орудий и средств лова. Пользователи животным миром возмещают ущерб, причиненный объектам животного мира и их среде обитания добровольно или по решению суда. Ущерб взыскивается, если пользователи не приняли реальных и необходимых мер по его предотвращению или уменьшению.



Оглавление
Экологическое страхование в России и за рубежом
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Краткая историческая справка
Из опыта экологического страхования Франции
Особые условия и описание экстремальных ситуаций при страховании (уголовной) ответственности за нанесение ущерба окружающей среде хозяйственной деятельностью в России
Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды
Рекомендации по организации экологического страхования
Рекомендации по порядку образования и характеристика составляющих регионального фонда экологического страхования
Рекомендации по созданию и проведению экологического аудирования
Предложения по формулировке прав и обязанностей страховщиков и страхователей, порядке и правилах экологического страхования
Предварительные группировочные показатели страховых событий
Анализ законодательной базы охраны окружающей среды и внебюджетного ее финансирования
Теоретические и практические проблемы создания механизма привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей среды
Правовая охрана земель
Правовая охрана вод
Правовая охрана морской среды и континентального шельфа
Правовая охрана недр
Правовая охрана атмосферного воздуха
Правовая охрана лесов
Правовая охрана животного мира
Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
Проект федерального закона РФ «Об экологическом страховании»
Основные законы в области природопользования и охраны окружающей среды
Все страницы