Правовая охрана земель

На протяжении многовековой истории земля используется как важнейший природный ресурс, основное средство и предмет в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис для размещения различных сооружений, как недвижимое имущество.

Земельный кодекс РФ 2001 г. статьей 1 устанавливает принципы земельного законодательства: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием ее в качестве недвижимого имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека; участие граждан в общественных организациях в решении вопросов, касающихся их прав на землю; единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий; платность использования земли; деление земель по целевому назначению на категории; разграничение государственной собственности на землю; дифференцированный подход к установлению правового режима земель.

Земельный кодекс РФ определяет две основные цели охраны земель (ст. 12): 1) предотвращение деградации (в том числе, загрязнения, захламления, других нарушений) земель; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель. Для достижения этих целей на землевладельцев и землепользователей возлагаются многообразные обязанности по сохранению земель (ст. 13).

В связи с особой ценностью земель сельскохозяйственного назначения их охрана регулируется кроме Земельного кодекса ФЗ от 24 июля 2002 г «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Право собственности на землю устанавливается Конституцией РФ (ст. 9 и 36), Гражданским кодексом РФ (ст.ст. 209, 212–215), Земельным кодексом (ст.ст. 15–19), ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», защищается нормами Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Земля может находиться в государственной, частной, муниципальной и иной собственности; владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками свободно.

В частной собственности, т.е. в собственности граждан и юридических лиц, земельные участки могут находиться на основаниях, предусмотренных статьей 15 Земельного кодекса и статьей 213 Гражданского кодекса. Не все земельные участки могут быть предоставлены в частную собственность. В статье 27 Земельного кодекса перечисляются земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, т.е. те земельные участки, которые не могут находиться в частной собственности.

Государственная собственность на землю (ст. 16 Земельного кодекса и ст. 214 Гражданского кодекса РФ) разграничивается на федеральную собственность (ст. 17 Земельного кодекса) и на собственность субъектов РФ (ст. 18 Земельного кодекса). Разграничение государственной собственности осуществляется в соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» 2001 г.

В муниципальной собственности находятся земли согласно статье 19 Земельного кодекса, статье 215 Гражданского кодекса и статье 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Собственники обладают широкими возможностями по использованию земельных участков: купля–продажа, аренда, передача прав по наследству, заклад и залог. Но законодательством предусмотрены некоторые ограничения прав собственников. Помимо конституционных ограни-чений (ст. 36 Конституции РФ: «не наносить ущерб окружающей среде и не нарушать права и законные интересы иных лиц») права собственников ограничиваются в следующих случаях:
1) если земельные участки прилегают к землям промышленности, транспорта, что сопровождается установлением зон с особыми условиями, пограничных зон; 2) в связи с выделением защитных зон, прилегающих к особо охраняемым природным территориям; 3) в связи с объявлением участка зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия; 4) в связи с консервацией деградированных земель; 5) в связи с проведением специальных мер по борьбе с эрозией и по рекультивации земель. Последние четыре ограничения носят явно экологический характер.

Право собственности на земельный участок подлежит регистрации в соответствии с законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 1997 года
(с новыми редакциями). Государственная регистрация – это подтверждение государством возникновения права на недвижимое имущество, следовательно, и на земельные участки. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется специальным учреждением юстиции. Приказом Минюста России от 1 июля 2002 № 184 утверждены Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Помимо права собственности земельное законодательство предусматривает различные виды пользования земельными участками. В постоянное (бессрочное) пользование (ст. 20 Земельного кодекса) земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным органам и учреждениям. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование теперь не предоставляются. Право это, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется, и гражданам предоставлено право приобретения земельных участков в собственность. Сохраняется настоящим Кодексом и право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 21). Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения настоящего Кодекса не допускается.
Но гражданам, имеющим земельные участки в пожизненном наследуемом владении, предоставляется право приобретения их в собственность. Земельные участки могут быть предоставлены в аренду (ст. 22). Земельный сервитут (ст. 23) представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком для определенных целей: проезда, прохода, прокладки коммуникаций. Гражданским кодексом предусмотрены также вещные права лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 ГК РФ). К ним относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и сервитуты.

Земельное законодательство регулирует отношения не только по принадлежности земель, но и по их рациональному использованию и землеустройству. Землеустройство, как определяет ФЗ «О землеустройстве» 2001 г. – это «мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны». Оно необходимо для выявления нарушенных земель и земель, подверженных различным негативным воздействиям природного характера (водная и ветровая эрозия, наводнения, сели, заболачивание и пр.) и антропогенного (подтопление, вторичное засоление, иссушение, уплотнение и пр.) для проведения восстановительных мероприятий. ФЗ «О землеустройстве» устанавливает правовые основы землеустройства и регламентирует его проведение и виды землеустроительной документации.
ФЗ «О государственном земельном кадастре» определяет цели создания и ведения государственного земельного кадастра, который необходим для управления земельными ресурсами, для государственного контроля за использованием и охраной земель, для проведения мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель, для землеустройства, для экономической оценки земель, учета стоимости земли в составе природных ресурсов и установления обоснованной платы за землю, для государственной регистрации прав на земельные участки. Закон регламентирует его ведение и состав сведений и документов земельного кадастра. Землеустроительная документация и государственный земельный кадастр служат основой информационного обеспечения землепользования и охраны земель.

На основании статьи 71 Земельного кодекса РФ за соблюдением земельного законодательства и требований по охране земель специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль. Порядок проведения государственного земельного контроля утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г.
«О государственном земельном контроле». В постановлении названы органы, осуществляющие контроль. Это: Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы, Министерство природных ресурсов РФ (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с 2005 г.) и Министерство сельского хозяйства РФ во взаимодействии с другими заинтересованными органами федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Кроме государственного контроля осуществляется муниципальный и общественный (ст. 72 Земельного кодекса), а также производственный земельный контроль (ст. 73 Земельного кодекса).

Проведение государственного контроля за использованием и охраной земель выявляет такие нарушения, как загрязнение земель, невыполнение обязанностей по улучшению и охране земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы.

Принцип платности природопользования применительно к землям проявляется в форме земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Правовые основы платы за землю установлены Земельным кодексом РФ и Законом РФ «О плате за землю». Земельный налог должны платить собственники, владельцы и пользователи земель. Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов или органами местного самоуправления, за земельные участки, находящиеся в частной собственности – указываются в договоре аренды. Нормативная цена земли, которая Законом о плате за землю определяется как «показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости», необходима при передаче земли в собственность, передаче по наследству, дарении или получении банковского кредита под залог земельного участка. Рыночная стоимость земли устанавливается в соответствии с законом об оценочной деятельности.

В соответствии с Земельным кодексом лица, совершившие земельные правонарушения, несут административную, уголовную и дисциплинарную ответственность.

КоАПом предусмотрены следующие виды земельных нарушений, относящихся к правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования: порча земель (ст. 8.6), невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7), использование не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12). За совершение этих правонарушений предусмотрен штраф, размеры которого колеблются от 5 до 20 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для граждан, от 10 до 50 МРОТ – для должностных лиц и для юридических лиц – от 100 до 400 МРОТ.

Уголовная ответственность устанавливается за порчу земли (ст. 254 УК РФ) и наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Если в результате совершения этого преступления погиб человек, то виновный наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Должностные лица и работники организаций, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, когда в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих вредное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Порядок привлечения к ответственности за дисциплинарные экологические проступки определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций и иными нормативными актами.



Оглавление
Экологическое страхование в России и за рубежом
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Краткая историческая справка
Из опыта экологического страхования Франции
Особые условия и описание экстремальных ситуаций при страховании (уголовной) ответственности за нанесение ущерба окружающей среде хозяйственной деятельностью в России
Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды
Рекомендации по организации экологического страхования
Рекомендации по порядку образования и характеристика составляющих регионального фонда экологического страхования
Рекомендации по созданию и проведению экологического аудирования
Предложения по формулировке прав и обязанностей страховщиков и страхователей, порядке и правилах экологического страхования
Предварительные группировочные показатели страховых событий
Анализ законодательной базы охраны окружающей среды и внебюджетного ее финансирования
Теоретические и практические проблемы создания механизма привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей среды
Правовая охрана земель
Правовая охрана вод
Правовая охрана морской среды и континентального шельфа
Правовая охрана недр
Правовая охрана атмосферного воздуха
Правовая охрана лесов
Правовая охрана животного мира
Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
Проект федерального закона РФ «Об экологическом страховании»
Основные законы в области природопользования и охраны окружающей среды
Все страницы