Правовая охрана вод

Вода представляет собой важнейший компонент природный среды и одновременно природный ресурс, необходимый для жизни и деятельности людей. Воды сосредоточены в водных объектах, которые Водным кодексом РФ 1995 г. определяются как «сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющие границы, объем и черты водного режима». Совокупность водных объектов в пределах территории страны образует водный фонд.

Водным кодексом РФ определены цели водного законодательства, которые заключаются: в обеспечении прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; в поддержании оптимальных условий водопользования; в поддержании качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; в защите водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; в предотвращении или ликвидации вредного воздействия вод, а также в сохранении биологического разнообразия водных экосистем. Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей) водных ресурсов, т.е. запасов поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы. Водным кодексом предусмотрено три основных вида использования водных объектов: общее (использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, а также для плавания на маломерных судах), специальное (его виды определяется в перечне, утверждаемом специально уполномоченным органом управления использования и охраны водного фонда) и особое (для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для иных государственных и муниципальных нужд).

Содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским и водным законодательством. Право владения водой и водными объектами имеет одну отличительную особенность. Вода, сосредоточенная в водных объектах, находится в состоянии непрерывного движения и водообмена, поэтому невозможно применить юридическое понятие владения во всей его полноте. Предметом права собственности может быть лишь водный объект в целом. Право собственности на водные объекты имеет некоторые ограничения. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов Федерации, но водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Это первое ограничение по субъекту права собственности. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам – это второй ограничение. Водные объекты могут находиться в муниципальной и частной собственности, но лишь обособленные водные объекты или замкнутые водоемы – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами, – и это третье ограничение.

Разграничивая государственную собственность на федеральную и субъектов РФ, к федеральной собственности законодатель причисляет: 1) поверхностные водные объекты, бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов; 2) подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов; 3) водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, транспорта; 4) водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т.е. идущих на нерест из соленых вод в пресные, например, осетры) и катадромных (идущих на нерест в соленые воды из пресных, например, угорь) видов рыб; 5) трансграничные (пограничные) водные объекты; 6) внутренние морские воды; 7) территориальное море; 8) водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой части этих территорий, (например, водно-болотный заповедник); 9) водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно–оздоровительных местностей федерального значения; 10) иные особо охраняемые водные объекты федерального значения. В собственности субъектов РФ остаются те водные объекты, которые отвечают двум признакам: их акватории и бассейны полностью расположены на территории данного субъекта РФ; или они признаны собственностью субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Водопользователями могут быть не только собственники водных объектов. Водным кодексом предусмотрены следующие права на водопользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов: право долгосрочного пользования (от 3 до 25 лет), право краткосрочного пользования (до 3 лет). Право ограниченного пользования или водный сервитут устанавливается в целях: забора воды без применения технических средств и устройств, водопоя и прогона скота, использования водных объектов для маломерных плавательных средств. Водный сервитут бывает публичным и частным. Публичный водный сервитут по существу является правом общего пользования. Он означает, что любой гражданин вправе пользоваться свободно и бесплатно водными объектами общего пользования (для купания, забора воды в питьевых и бытовых целях, водопоя скота, плавания на маломерных судах).

Для планирования и осуществления рационального использования и охраны водных объектов разрабатываются государственные, в том числе бассейновые, и территориальные программы; проводится государственный мониторинг водных объектов, т.е система регулярных наблюдений за комплексом показателей их состояния, обработка полученной информации и передача всем заинтересованным организациям в целях своевременного выявления негативных процессов и предотвращения вредных последствий; ведется государственный учет поверхностных и подземных вод, данные которого характеризуют состояние поверхностных и подземных вод по их качественным и количественным показателям; составляется и постоянно обновляется государственный водный кадастр – свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах,
об использовании водных объектов, о водопользователях, – данные которого являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

Согласно Водному кодексу РФ, за рациональным использованием водных объектов и их охраной необходимо проводить государственный контроль, который призван обеспечить соблюдение: порядка использования и охраны водных объектов, лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов, режима использования территорий водоохранных зон, иных требований водного законодательства. Государственный надзор и контроль осуществляет Министерство природных ресурсов РФ через водную службу, созданную Приказом МПР России от 10 июня 2002 г. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г.

При осуществлении государственного контроля использования и охраны водных объектов выявляются нарушения водного законодательства, из которых основные: пользование водными объектами без специального разрешения (лицензии); несоблюдение порядка предоставления и использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах; нарушение порядка оформления и выдачи лицензий; сверхлимитный забор и (или) сброс сточных вод в водные объекты; превышение нормативов ПДС вредных веществ в водные объекты и др. Всего за год выявляется примерно 30 тысяч нарушений.

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Вопросы лицензирования водопользования определяются Водным кодексом РФ и решаются с учетом особенностей использования водных ресурсов для тех или иных целей.

Водный кодекс требует, чтобы при осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов учитывалось наличие водных ресурсов, потребности в них водопотребителей и состояние водных объектов.

Водным законодательством предусмотрено два вида лицензии: лицензия на водопользование и распорядительная, являющаяся документом, на основе которого осуществляется переход прав пользования водным объектом от одного лица к другому. Кроме того, распорядительная лицензия выдается водопользователю при условии осуществления им мер, способствующих улучшению состояния водных объектов (укрепления берегов, очистку вод, воспроизводства водных биоресурсов и др.).

В зависимости от способов и целей использования водного объекта лицензия на водопользование должна содержать различные сведения, предусмотренные ст. 49 Водного кодекса (например о водопользователе, указания на способы и цели использования водных объектов,
о лимитах водопользования и др.).

Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные постановлением Правительства России от 3 апреля 1997 г., уточняют, какие документы должны быть представлены заявителем в орган лицензирования с учетом видов водопользования.

Особенностью лицензирования водопользования является то, что сама по себе лицензия еще не дает права пользования водными объектами. Такие права приобретаются на основании заключенного в соответствии с лицензией договора пользования водным объектом. По существу, договор – это соглашение между органом исполнительной власти субъекта РФ и водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части.

Платность водопользования устанавливается Водным кодексом РФ, ФЗ «О плате за водные объекты». Согласно Водному кодексу, система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, и сбор за выдачу лицензий на водопользование.
ФЗ «О плате за водные объекты» статьей 2 (ч. 1) устанавливает объекты платы, т.е. виды пользования водными объектами, за которые взимается плата. Это осуществление забора воды из водных объектов; использование водных объектов для лесосплава, для добычи полезных ископаемых, для организованной рекреации, для проведения буровых и строительных работ, для сброса сточных вод. В ч. 2 статьи 2 Закона дается исчерпывающий перечень видов пользования водными объектами, которые не признаются объектами платы. В этот перечень включены: забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; орошение сельскохозяйственных земель; рыбоводство и воспроизводство водных биологических ресурсов; ведение государственного мониторинга водных объектов; сброс дренажных шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водном объекте и др.

Водным кодексом предусмотрены принципы экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов (ст. 127) и льготы по платежам
(ст. 128). Закон о плате за водные объекты предоставляет право субъектам РФ предусматривать льготы по плате за водные объекты в пределах суммы платы, поступающей в бюджет субъекта Федерации.

За нарушение водного законодательства устанавливается административная и уголовная ответственность.

КоАПом РФ предусмотрены нарушения: режима использования водоохранных зон
(статьи 7.8 и 8.12); правил охраны водных объектов (ст. 8.13) и правил водопользования
(ст. 8.14); правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений (ст. 8.15) и повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения (ст. 7.7); самовольное занятие водного объекта (ст. 7.6) или земельного участка водоохранной зоны либо прибрежной защитной полосы, либо санитарной зоны источников питьевого или хозяйственного бытового водоснабжения (ст. 7.8). За перечисленные нарушения взимается штраф: с граждан
от 3–5 до 20–25 МРОТ, с должностных лиц от 5–10 до 40–50 МРОТ, с юридических лиц от 50–100 до 400–500 МРОТ – в зависимости от опасности правонарушения. Рассматривают дела об административных нарушениях по указанным статьям Министерство природных ресурсов РФ, являющееся специально уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда, госсанэпиднадзор (по ч. 2 ст. 7.8). Приказом МПР России от 25 апреля 2003 г. утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность устанавливается за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения (ст. 250 УК РФ).
В зависимости от квалифицирующих признаков (причинение вреда животному и растительному миру, либо здоровью человека, массовая гибель животных, совершение преступления на территории заповедника или в зоне экологического бедствия либо деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека) применяется наказание: от штрафа в 100–200 или
200–500 МРОТ до лишения свободы на срок от 2 до 5 лет. При совершении преступления обязательно предварительное следствие следователем прокуратуры. Количество регистрируемых преступлений по статье 250 не отражает реальной картины этого вида преступлений и судебная статистика показывает, что ежегодно по таким делам осуждается не более 10–12 человек.



Оглавление
Экологическое страхование в России и за рубежом
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Краткая историческая справка
Из опыта экологического страхования Франции
Особые условия и описание экстремальных ситуаций при страховании (уголовной) ответственности за нанесение ущерба окружающей среде хозяйственной деятельностью в России
Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды
Рекомендации по организации экологического страхования
Рекомендации по порядку образования и характеристика составляющих регионального фонда экологического страхования
Рекомендации по созданию и проведению экологического аудирования
Предложения по формулировке прав и обязанностей страховщиков и страхователей, порядке и правилах экологического страхования
Предварительные группировочные показатели страховых событий
Анализ законодательной базы охраны окружающей среды и внебюджетного ее финансирования
Теоретические и практические проблемы создания механизма привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей среды
Правовая охрана земель
Правовая охрана вод
Правовая охрана морской среды и континентального шельфа
Правовая охрана недр
Правовая охрана атмосферного воздуха
Правовая охрана лесов
Правовая охрана животного мира
Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
Проект федерального закона РФ «Об экологическом страховании»
Основные законы в области природопользования и охраны окружающей среды
Все страницы