Правовая охрана морской среды и континентального шельфа

Охрана этих объектов, входящих в экосистемы Мирового океана, их неживых и живых ресурсов, а также правомерные виды пользования ими регулируются международными и национальными актами. Основными российскими законами, регулирующими отношения в этой области, являются: ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г., ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г., ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. Кроме того, Россия является участницей международных конвенций по морскому праву, по предотвращению загрязнения моря нефтью, сбросами отходов и других материалов, по защите морской среды Балтийского моря и защите Черного моря от загрязнения и др.

Названные федеральные законы определяют статус и правовой режим внутренних морских вод и территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны России.

Внутренние морские воды – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К ним относятся воды российских портов, заливов, бухт, лиманов. Территориальное море – это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Внутренние морские воды и территориальное море являются территорией России. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей нашего государства. Поэтому исследования, разведка и разработка (добыча) природных ресурсов, защита и сохранение морской среды и охрана водных биологических и других природных ресурсов осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Континентальный шельф – по законодательству РФ – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

В соответствии с законом о континентальном шельфе, Российская Федерация осуществляет: 1) суверенные права в целях разведки своего континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что никто не может производить разведку континентального шельфа или разрабатывать его минеральные и живые ресурсы без согласия Российской Федерации, даже если сама Россия не делает этого;
2) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов; 3) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.

Исключительная экономическая зона России – это морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым статусом, установленным международными договорами России, нормами международного права и национальным законодательством. Исключительная экономическая зона находится за пределами государственной границы и поэтому, согласно российскому законодательству, нормам международного права и международным договорам России, Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права: 1) в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами; 2) в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов; 3) разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей и создание, эксплуатацию и использование искусственных островов и других сооружений. Под юрисдикцией России также находятся морские научные исследования, защита морской среды от загрязнения.

Законами предусмотрено обязательное лицензирование деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Всеми названными законами в соответствующих статьях предусмотрены государственный экологический мониторинг и контроль состояния морской среды и континентального шельфа. Контроль осуществляют специализированные морские инспекции Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Ими проводятся проверки береговых объектов и судов с целью обеспечения соблюдения требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды при осуществлении деятельности на море и континентальном шельфе.

Особенности экономических отношений при пользовании континентальным шельфом и ресурсами во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне предусмотрены в рассматриваемых законах. Законом о внутренних морских водах и территориальном море устанавливаются основные принципы экономических отношений: платность пользования; возмещение ущерба, нанесенного внутренним морским водам, территориальному морю и их природным ресурсам; финансовое обеспечение мероприятий по восстановлению природных ресурсов и охране внутренних морских вод и территориального моря. Законом о континентальном шельфе устанавливается система платежей за пользование минеральными и живыми ресурсами, а также за захоронение отходов на континентальном шельфе. Эта система включает: сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на пользование минеральными ресурсами и живыми ресурсами; плату за геологическую информацию; платежи за пользование минеральными ресурсами и живыми ресурсами; штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами; сбор за выдачу разрешений на захоронение отходов. Законом об исключительной экономической зоне также установлена система платежей, включающая: сборы за выдачу лицензий на пользование живыми и неживыми ресурсами, плату за информацию о неживых ресурсах; платежи за пользование живыми и неживыми ресурсами, штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами.

Указанными законами предусмотрена ответственность за нарушения, связанные с изучением, разведкой, разработкой (добычей), нарушением норм и правил и пр. на море и континентальном шельфе. Законами о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне дается перечень нарушений, за которые наступает административная и уголовная ответственность.
В КоАПе РФ соответствующие нормы содержатся в статьях: 8.17 (Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии), 8.18 (Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ), 8.19 (Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ), 8.20 (Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ). Наказание предусмотрено в виде штрафа на должностных лиц – от 100 до 200 МРОТ, на юридических лиц – от 1 до 3 тысяч МРОТ с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения. УК РФ предусмотрены: загрязнение морской среды (ст. 252) и нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253). По существу, этими статьями охватываются все те неправомерные действия, которые предусмотрены в законах о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне. Эти деяния наказываются либо штрафом в размере от 200 до 700 МРОТ, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех или пяти лет, либо исправительными работами. Если же преступные деяния повлекли за собой существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, окружающей среде, зонам отдыха, то следует лишение свободы до трех лет со штрафом.



Оглавление
Экологическое страхование в России и за рубежом
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Краткая историческая справка
Из опыта экологического страхования Франции
Особые условия и описание экстремальных ситуаций при страховании (уголовной) ответственности за нанесение ущерба окружающей среде хозяйственной деятельностью в России
Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды
Рекомендации по организации экологического страхования
Рекомендации по порядку образования и характеристика составляющих регионального фонда экологического страхования
Рекомендации по созданию и проведению экологического аудирования
Предложения по формулировке прав и обязанностей страховщиков и страхователей, порядке и правилах экологического страхования
Предварительные группировочные показатели страховых событий
Анализ законодательной базы охраны окружающей среды и внебюджетного ее финансирования
Теоретические и практические проблемы создания механизма привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей среды
Правовая охрана земель
Правовая охрана вод
Правовая охрана морской среды и континентального шельфа
Правовая охрана недр
Правовая охрана атмосферного воздуха
Правовая охрана лесов
Правовая охрана животного мира
Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
Проект федерального закона РФ «Об экологическом страховании»
Основные законы в области природопользования и охраны окружающей среды
Все страницы