Правовая охрана лесов

Лесной кодекс РФ 1997 г. устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов с учетом многофункционального значения лесов, являющихся с одной стороны, средой обитания животного мира и климаторегулирующей системой, и с другой – основным средством производства в лесном хозяйстве.

Лесным кодексом РФ все леса на территории России разделяются на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд. Лесной фонд в РФ – все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Лесной фонд образуют леса вместе с предоставленными для ведения лесного хозяйства землями. Земли лесного фонда включают лесные земли, т.е. покрытые лесом и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри и др.), и нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья) и иные земли в границах лесного фонда (занятые болотами, каменными россыпями и др.). К лесам, не входящим в лесной фонд, относятся: леса, расположенные на землях обороны; леса на землях городских поселений (городские леса). Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения (в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства), на землях транспорта (на полосах отводов железных и автомобильных дорог, на землях водного фонда (на полосах отводов каналов), на землях населенных пунктов (кроме городов), на землях иных категорий, не включается ни в лесной фонд, ни в леса, не входящие в лесной фонд.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда и выполняемыми им функциями Лесным кодексом производится разделение лесного фонда по группам лесов (леса первой группы – ст. 56, леса второй группы – ст. 57, леса третьей группы –
ст. 58) и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. Лесное законодательство регламентирует порядок и режим использования и охраны лесов различных групп.

Согласно статье 19 Лесного кодекса РФ, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. К полномочиям Федерации, согласно статье 46 Лесного кодекса, относится владение, пользование и распоряжение лесным фондом. Часть лесного фонда может быть передана в собственность субъекта Федерации, который будет принимать участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на своей территории (ст. 47). В собственности граждан и юридических лиц может находиться древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в их собственности.

Граждане имеют право свободно пребывать в лесах (публичный лесной сервитут) для отдыха, с целью сбора для личных нужд грибов, ягод, орехов, лекарственного и технического сырья, участвовать в туристических и спортивных мероприятиях. Право публичного лесного сервитута может быть ограничено (например в целях пожарной безопасности).

Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам на следующих правах долгосрочного – до 49 лет – пользования: аренды; безвозмездного пользования (касается бывших колхозных лесов); концессии (как правило, отдаются такие участки лесного фонда, которые не освоены, нуждаются в крупных инвестициях, создании инфраструктуры) и краткосрочного пользования (до одного года). Право пользования возникает на основании договоров: аренды, безвозмездного пользования, концессии после их регистрации, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Причем для выдачи лесорубочного и (или) лесного билетов основанием является договор аренды или безвозмездного пользования, или концессии, или протокол о результатах лесного аукциона, или решение органа государственной власти субъекта Федерации.

Лесорубочный билет предоставляет право на заготовку и вывоз древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Он выдается лесхозом ежегодно на осуществление лесопользователем только тех видов деятельности на конкретном участке леса, которые указаны в соответствующем договоре.

Лесной билет, выдаваемый ежегодно лесхозом, дает право на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесной билет на побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод и лекарственных растений, других видов побочных лесных пользований, перечень которых утверждается федеральным органом лесного хозяйства) выдается лесничеством.

Ордер выдается лесничеством, которое, в свою очередь, должно иметь лесорубочный билет, и является документом на право отдельных видов заготовки второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых и еловых лап и др.). Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.

Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их выдачи, учета и хранения утверждены Приказом МПР России 12 августа 2002 г.

В Лесном кодексе РФ предусмотрены меры по охране и защите лесов, к которым относятся: требования к ведению лесного хозяйства методами, не наносящими вреда лесным экосистемам; мониторинг лесов; государственный учет лесного фонда и ведение лесного кадастра; лесовосстановительные (воспроизводство лесов и лесоразведение) работы и работы по повышению продуктивности лесов; ведение рубок ухода, санитарных рубок; проведение лесомелиоративных мероприятий; защита лесов от пожаров и вредителей и болезней леса.

Лесопользование является платным. Платежи взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса или по отдельным видам лесопользования – за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды. Предусмотрены и льготы по платежам за пользование лесным фондом.

При проведении государственного контроля за состоянием, использованием и охраной лесного фонда выявляется до 100 тысяч нарушений, наиболее распространенными из которых из года в год остаются: незаконные рубки, нарушение правил пожарной безопасности, нарушение требований нормативных документов при лесопользовании, самовольный захват лесных земель.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность.

Административная ответственность предусмотрена статьями КоАП РФ за следующие проступки: нарушение порядка отвода лесосек и выдача разрешительных документов с нарушением правил (ст. 8.24); нарушение правил лесопользования, в том числе заготовок лесных ресурсов, правил рубок и правил отпуска древесины (ст. 8.25); нарушение правил осуществления побочного лесопользования (ст. 8.26); нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и повышения продуктивности лесов (ст. 8.27); незаконная порубка или повреждение деревьев и кустарников (ст. 8.28); уничтожение или повреждение сенокосов, пастбищных угодий, мелиоративных систем на лесных и нелесных землях (ст. 8.30); нарушение требований к охране лесов, включая требования санитарных правил и загрязнение лесов (ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32).

Рассматривают дела об административных нарушениях органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, т.е. лесная служба Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Лесное браконьерство относится к числу так называемых классических экологических преступлений, входящих в группу наиболее часто регистрируемых. По статье 260 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за незаконную порубку или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников, лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп. Уголовная ответственность наступает при условии, если эти деяния совершены в значительном, крупном или особо крупном размере. Значительным размером, согласно примеча­нию к статье 260 УК, признается исчисленный по таксам ущерб, в двад­цать раз превышающий минимальный размер оплаты труда, уста­новленный законодательством Российской Федерации на момент со­вершения преступления; крупным размером признается ущерб, в двести раз превышающий минимальный размер оплаты труда; особо крупным размером признается ущерб, в пятьсот раз превышающий минимальный размер оплаты труда. Также уголовная ответственность установлена за уничтожение или повреждение лесов (ст. 261). Наказание следует в виде штрафа, либо исправительных работ, либо лишения свободы.



Оглавление
Экологическое страхование в России и за рубежом
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Краткая историческая справка
Из опыта экологического страхования Франции
Особые условия и описание экстремальных ситуаций при страховании (уголовной) ответственности за нанесение ущерба окружающей среде хозяйственной деятельностью в России
Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды
Рекомендации по организации экологического страхования
Рекомендации по порядку образования и характеристика составляющих регионального фонда экологического страхования
Рекомендации по созданию и проведению экологического аудирования
Предложения по формулировке прав и обязанностей страховщиков и страхователей, порядке и правилах экологического страхования
Предварительные группировочные показатели страховых событий
Анализ законодательной базы охраны окружающей среды и внебюджетного ее финансирования
Теоретические и практические проблемы создания механизма привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей среды
Правовая охрана земель
Правовая охрана вод
Правовая охрана морской среды и континентального шельфа
Правовая охрана недр
Правовая охрана атмосферного воздуха
Правовая охрана лесов
Правовая охрана животного мира
Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
Проект федерального закона РФ «Об экологическом страховании»
Основные законы в области природопользования и охраны окружающей среды
Все страницы