Правовая охрана атмосферного воздуха

Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений, необходимый для человека природный ресурс, который заменить каким–то другим невозможно. Поэтому правовая охрана атмосферного воздуха осуществляется в глобальном, региональном и национальном масштабах в соответствии с международным и российским законодательством. Основными федеральными законами, регулирующими отношения по охране атмосферного воздуха можно назвать закон 1999 г.
«Об охране атмосферного воздуха» и закон 1999 г. «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения».

Основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха статьей 3 ?Закона об охране атмосферного воздуха? названы: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха и др.

Атмосферный воздух не может быть объектом права собственности в силу своего физического состояния, следовательно, возможность фактического владения им исключается.
А владение – одно из важнейших правомочий собственника. Действительно, общественные отношения по поводу атмосферного воздуха возникают между людьми. Но чтобы стать объектом права собственности, объект должен быть индивидуализирован, выделен. Индивидуализирован-ным может быть лишь воздушное пространство, а не сам воздух.

В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде и здоровью человека вредными воздействиями на атмосферный воздух, законодательством предусмотрено: установление определенных требований к хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие, и требований охраны атмосферного воздуха при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности; нормирование качества атмосферного воздуха; разработка нормативов выбросов загрязняющих веществ, их регистрация и выдача разрешений на выбросы, а также государственный контроль исполнения всех требований. В соответствии с законом ведется государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и мониторинг атмосферного воздуха. Критерии безвредности атмосферного воздуха для человека, в том числе ПДК (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами на основе закона о санитарно–эпидемиологическом благополучии.

Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводит Роскомгидромет и его территориальные органы. В Положении о нем, утвержденном постановлением Правительства, перечислены основные задачи, среди которых: организация мониторинга атмосферы, околоземного пространства, радиационной обстановки; оценка и прогноз изменения климата; исследование процессов в атмосфере; обеспечение информацией о загрязнении окружающей природной среды. Достаточно отметить, что его постами и станциями проводились наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха более чем в трехстах городах, где располагается свыше 700 станций, на которых ведется мониторинг за выбросами загрязняющих веществ. Наблюдения показывают, что наибольший вклад в загрязнение атмосферы (по объему выбросов) вносит ТЭК – 45–50%, черная и цветная металлургия – 32–38%.

За загрязнение окружающей среды выбросами загрязняющих веществ взимается плата. Постановлением Правительства в 1992 г. (с последующими изменениями) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства об атмосферном воздухе со стороны хозяйствующих субъектов являются: отсутствие на предприятиях разрешений на выброс загрязняющих веществ; несоблюдение установленных норм выбросов; отсутствие инструментального контроля за выбросами.

За нарушение законодательства об атмосферном воздухе наступает административная и уголовная ответственность. КоАП РФ содержит три статьи, в которых формулируются составы административных проступков: нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск в эксплуатацию и эксплуатация транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. ст. 8.22 и 8.23). Граждане могут быть оштрафованы в размере от 1–3 до 15–20 МРОТ, должностные лица – от 5 до 50 МРОТ, юридические лица – от 100 до 500 МРОТ. Рассматривают дела об административных нарушениях органы внутренних дел, органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, российской транспортной инспекции, морского и внутреннего водного транспорта, государственной инспекции по маломерным судам и органы, осуществляющие государственный экологический контроль и государственное регулирование в области авиации. В УК РФ статьей 251 установлена уголовная ответственность за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, если эти деяния повлекли загрязнение воздуха (ч. 1), либо причинение вреда здоровью человека (ч. 2), либо по неосторожности повлекшие смерть человека (ч. 3). Наказание предусмотрено за преступления небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2, 3) тяжести в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо лишением свободы. Предварительное следствие по делам о загрязнении атмосферы обязательно и ведется следователями прокуратуры.



Оглавление
Экологическое страхование в России и за рубежом
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Краткая историческая справка
Из опыта экологического страхования Франции
Особые условия и описание экстремальных ситуаций при страховании (уголовной) ответственности за нанесение ущерба окружающей среде хозяйственной деятельностью в России
Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды
Рекомендации по организации экологического страхования
Рекомендации по порядку образования и характеристика составляющих регионального фонда экологического страхования
Рекомендации по созданию и проведению экологического аудирования
Предложения по формулировке прав и обязанностей страховщиков и страхователей, порядке и правилах экологического страхования
Предварительные группировочные показатели страховых событий
Анализ законодательной базы охраны окружающей среды и внебюджетного ее финансирования
Теоретические и практические проблемы создания механизма привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей среды
Правовая охрана земель
Правовая охрана вод
Правовая охрана морской среды и континентального шельфа
Правовая охрана недр
Правовая охрана атмосферного воздуха
Правовая охрана лесов
Правовая охрана животного мира
Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
Проект федерального закона РФ «Об экологическом страховании»
Основные законы в области природопользования и охраны окружающей среды
Все страницы