МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АТЛЕТИЗМУ

Основная задача атлетической гимнастики (атлетизма) – укрепление здоровья, развитие силы, совершенствование пропорций телосложения.

Существует два направления атлетизма:

1) система физических упражнений, направленная на всестороннюю силовую подготовку и совершенствование телосложения путем развития мышц.

2) вид спорта, суть которого заключается в художественном позировании, позволяющем наиболее эффективно продемонстрировать развитие мышечной системы спортсмена и получить за это оценку.

Заниматься атлетической гимнастикой никому не вредно. Но прежде, чем приступать к занятиям, каждый должен поставить перед собой конкретную цель: укрепить здоровье, поддержать свой мышечный тонус, уменьшить или увеличить вес, стать сильным, исправить непропор-циональное развитие.

Даже непродолжительные регулярные занятия могут привести к удивительным результатам. Но, вполне очевидно, что большие успехи требуют и больших усилий. Нужно лишь желать успеха и терпеливо проявлять упорство.

Людям с различной костной структурой следует подбирать для себя разные упражнения. Причем, особенно внимательно следует определять вес отягощения и количество повторений.

Отягощение – внешнее сопротивление движению (гиря, штанга, мешок с песком), усложняющее выполнение упражнения, способствующее увеличению мышечных усилий.

Важно помнить, что результаты при этом зависят не только от индивидуальных особенностей организма, но и от возраста.

Главное условие занятий по общей программе заключается в том, что в каждую тренировку включаются упражнения, вовлекающие в работу все мышечные группы (от одного до трех упражнений для каждой группы мышц). Движения проделываются ритмично, как правило, в медленном темпе, с равномерным дыханием, с полной амплитудой движений и без нарушения технических требований.

Амплитуда – протяженность траектории движения снаряда в упражнении.

Обычно в одно занятие включаются от 10 до 15 упражнений с учетом того, что некоторые из них одновременно оказывают воздействие на различные мышцы.

Для системы атлетической гимнастики характерным является то, что многие упражнения выполняются в положении лежа и стоя, при различных углах наклона. Это позволяет освобождать от напряжения отдельные части тела и снижать нагрузки на позвоночник, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В то же время это дает возможность сосредоточить внимание и сконцен-трировать усилия на детальной, всесторонней проработке отдельных мышечных групп. Во избежание скованности мускулатуры, для развития гибкости и мышечной координации в занятиях атлетической гимнастикой (особенно на более поздних этапах тренировки) уделяется внимание упражнениям на растягивание, темповым и тяжелоатлетическим упражнениям (рывок, толчок) и занятиям партерной акробатикой (рис 1).


Рис. 1. Общеразвивающие упражнения

В основе системы лежит принцип «возрастающих сопротивлений». Он состоит в постепенном повышении нагрузок при поднимании отягощений, что обеспечивает рост объема и силы мышц.
В практике занятий это достигается за счет увеличения повторений в подъеме снаряда с последующим прибавлением его веса, после чего упражнение снова выполняют с начальным числом повторений.

Повторение – однократное выполнение двигательного действия (упражнения).

Обычно число повторений в одном подходе увеличивается на 2–3, а вес снаряда – на 1,5–3 кг.

В системе атлетической гимнастики существуют три следующих принципа, которые определяют величину отягощения и количество повторений:

– для интенсивного развития силы и увеличения объема мышц и веса тела – небольшое количество повторений (5–8 раз) с относительно большими отягощениями;

– для общего развития мускулатуры – среднее количество повторений (8–10 раз) с умеренными отягощениями;

– для удаления жировых отложений, выработки рельефа мышц и повышения мышечной выносливости – большое количество повторений (15 и более) с относительно небольшими отягощениями.

В атлетической гимнастике используются несколько групп упражнений:

– упражнения без специальных приспособлений (без снарядов);

– упражнения с резиной или амортизатором;

– упражнения с эспандером;

– упражнения с отягощениями (штангой, гантелями и т.д.);

– упражнения с использованием специальных тренажерных устройств.

Амортизатор – резиновое или пружинное устройство, используемое в тренировке для развития силы.

Эспандер – универсальный спортивный аппарат, применяемый для получения дополнительной нагрузки в ходе выполнения силовых упражнений.



Оглавление
Проведение учебно-тренировочных занятий по атлетизму
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АТЛЕТИЗМУ
Общеразвивающие упражнения с гантелями
Комплекс упражнений с гантелями для определенных групп мышц
Метод круговой тренировки гиревиков
Упражнения вдвоем
Упражнения с амортизаторами
Упражнения с эспандером
Методика выполнения упражнений разминки поточным способом: выполнение заблаговременно заученных комплексов, выполнение комплексов с элементами импровизации
Круговая тренировка
Гантельная гимнастика
Составление комплекса упражнений с направленностью на развитие силовых возможностей в конкретном виде спорта
Круговая тренировка в младшем школьном возрасте
Круговая тренировка в среднем школьном возрасте
Круговая тренировка в старшем школьном возрасте
Методика самоконтроля на занятиях по атлетической гимнастике
Оценка физического развития
Проведение упражнений на гибкость и подвижность суставов
Проведение упражнений на релаксацию мышц
Самомассаж
Виды самомассажа
Все страницы