Круговая тренировка в старшем школьном возрасте

В старшем школьном возрасте происходит замедление темпов биологического развития – это его особенность. Кости утолщаются, мышечные волокна по своим биомеханическим и биохимиче-ским параметрам мало отличаются от мышц взрослых. Наличие жировых прослоек в мышцах де-вушек обусловливает большее в сравнении с юношами содержание жировой ткани в общей массе тела. Такое соотношение жировой и мышечной ткани снижает у девушек уровень относительной силы. В то же время девушки превосходят юношей в точности и координации движений.

У этой возрастной группы продолжается процесс совершенствования аналитическо-синтети-ческой деятельности коры, однако процессы возбуждения еще доминируют над торможением; заканчивается формирование механизмов кардиореспираторной системы. По таким показателям, как частота сердечных сокращений, объем сердца, ЖЕЛ, максимальная вентиляция легких, резерв дыхания, МПК школьники 17–18 лет практически не уступают взрослым.

Окончание процесса формирования основных органов и систем предопределяет и темпы развития физических способностей. В сравнении с предыдущими они значительно ниже.

Способности – совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение.

Относительно небольшой объем часов для развития быстроты целесообразней использовать для увеличения скорости бега. Исходя из темпов прироста силовых способностей юношей, их тренировочный процесс следует ориентировать на воспитание динамической выносливости в уп-ражнениях по преодолению веса собственного тела. К ним относятся: подтягивание, разгибание рук в упоре, приседание на одной ноге, наклоны с отягощением и т.п. Упражнения с околопредельным и предельным отягощениями будут способствовать росту динамической силы; изометрического характера – статической; метание снарядов весом 3–5 кг и прыжковые упражнения – «взрывной» силы. Учебно-тренировочный процесс девушек должен базироваться на воспитании «взрывной» силы. Кратковременные упражнения прыжкового характера и метание набивных мячей весом 1–3 кг из различных исходных положений – основные средства развития этого двигательного качества.

Упражнения в сопротивлении, сокращении мышц, близкие по характеру к изометрическим, будут развивать статическую силу, а более длительные – статическую выносливость.

Изометрические упражнения (статические) – режим, при котором длина мышц под влиянием нагрузки не изменяется.

Силовые упражнения следует сочетать с упражнениями на гибкость. Необходимость такого сочетания диктуется существующей зависимостью между этими качествами: рост силы мышц отрицательно сказывается на их эластичности и подвижности.

Наибольшее значение для человека имеет подвижность позвоночного столба, плечевых и тазобедренных суставов. Поддерживать амплитуду движений в этих суставах у юношей рекомендуется посредством активных и пассивных упражнений пружинящего характера. Маховые движения ногами и движения для позвоночного столба – основные средства воспитания гибкости у девушек.

Примерные комплексы круговой тренировки

Задача: воспитание силы основных мышечных групп.

Физиологический режим: ориентировочное время работы для различного возраста 10–20 с; (табл. 3,4).

Таблица 3

Комплекс № 1

Упражнение

Время или количество упражнений

Примечание

Подготовительная станция

1. Ходьба в различном темпе и направлении

2. Ходьба в полуприсиде

3. Ходьба «пригибным» шагом с пятки

4. Передвижение по полу в упоре на кистях, ноги вместе

5. Бег в медленном темпе

6. Упражнения на растягивание и в сопротивлении в парах

1 мин

2 мин

2 мин

(3–4 раза

по 10–20 с) 2мин

2 мин

10 мин

8–10 упр.

1 станция

1. Бег вперед, поднимая бедро с сопротивлением

2. Передвижение в упоре сзади на кистях и ногах; проводится в форме эстафеты

3. Прыжковая эстафета

4 мин

[4х(10-15) с]

6 мин

6 мин

Партнер сзади удерживает за кисти

2 станция

1. Из и.п. левая (правая) нога впереди, мяч у груди передачи двумя руками на расстояние 4-5м

2. Из и.п. левая (правая) нога впереди, мяч вверху на прямых руках метание из положения «натянутого лука»

3. Из и.п. стоя левым боком в направлении метания, мяч на кисти правой руки метание мяча с имитацией финального усилия при толкании ядра

4 мин

(10-20 раз)

6 мин

(20-30 раз)

6 мин

(20-30 раз)

Правой и левой рукой

3 станция

1. И.п.–сед руки за головой, ноги закреплены; сгибание и разгибание туловища с сопротивлением партнера

2. Сгибание и разгибание рук в упоре на полу с сопротивлением партнера

3. Выпрыгивание вверх из положения низкого седа с сопротивлением партнера

5 мин

[4х(5-10) с]

5 мин

6 мин

(4х10 с)

4 станция

1. Подвижная игра «Толкачи»

2. Подвижная игра «Мячом в цель»

6 мин

10 мин

С набивными мячами

Заключительная станция

Подвижная игра «Запрещенное движение»

4 мин


Таблица 4

Комплекс № 2

Упражнение

Время или количество упражнений

Примечание

Подготовительная станция

1. Бег в медленном темпе в сочетании с прыжками на одной и двух ногах

2. Общеразвивающие упражнения в движении

3. Подвижная игра «Перетягивание в парах»

4 мин

[4х(10–20) с]

10 мин

5 мин

1 станция

1. И.п. – мяч внизу на прямых руках, ноги врозь; метание вперед-вверх за счет активной роботы ног

2. И.п. – стоя спиной в направлении метания, ноги врозь, мяч внизу на прямых руках; метание через себя за счет активной работы ног

6 мин

(15–20 раз)

6 мин

(15–20 раз)

С набивными мячами

Туловище не сгибать

3. Сидя на полу, ноги врозь; передач мяча двумя руками от груди

4 мин

(10–15 раз)

То же

2 станция

1. Имитация жима двумя руками от груди

2. Сгибание рук в локтях различными хватами

3. И.п. – сидя на полу, амортизатор под подошвой левой согнутой ноги, концы в руках; 1 – разогнуть левую ногу; 2 – и.п.

4. Подвижная игра «Кто сильнее»

4 мин [3?(10–20) с]

4 мин

[3?(10–20) с]

2 мин (2?20 с)

6 мин

На расстоянии 3-5 м

С резиновыми

амортизаторами

Упражнения 1–3 выполняются с околопредельным натяжением амортизатора

3 станция

1. И.п. – гимнастическая скамейка между ног, хват двумя руками снизу, ноги согнуты, спина прямая. По сигналу развивать напряжение мышц-разгибателей

2. И.п. – наклон вперед хват снизу за скамейку, ноги прямые. По сигналу развивать напряжение мышц-разгибателей спины

3. Стоя лицом к скамейке, подвести носок левой ноги под скамейку. По сигналу развивать напряжение мышц-сгибателей бедра

4. Занимающиеся располагаются по обе стороны скамейки в положении лежа на животе, ноги согнуты в коленях, хват снизу за скамейку. По сигналу разгибание и сгибание ног в коленях с противодействием партнера

4 мин

[6?(5–10) с]

4 мин

[6?(5–10) с]

4 мин

8?(5–10) с]

4 мин

[4?(5–10) с]

В упражнениях 1–3 половина группы сидит на гимнастической скамейке

4 станция

1. Подвижная игра «Подвижный ринг»

2. Подвижная игра «Борьба всадников»

6 мин

10 мин

Заключительная станция

Подвижная игра «Группа, смирно!»

4 мин



Оглавление
Проведение учебно-тренировочных занятий по атлетизму
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АТЛЕТИЗМУ
Общеразвивающие упражнения с гантелями
Комплекс упражнений с гантелями для определенных групп мышц
Метод круговой тренировки гиревиков
Упражнения вдвоем
Упражнения с амортизаторами
Упражнения с эспандером
Методика выполнения упражнений разминки поточным способом: выполнение заблаговременно заученных комплексов, выполнение комплексов с элементами импровизации
Круговая тренировка
Гантельная гимнастика
Составление комплекса упражнений с направленностью на развитие силовых возможностей в конкретном виде спорта
Круговая тренировка в младшем школьном возрасте
Круговая тренировка в среднем школьном возрасте
Круговая тренировка в старшем школьном возрасте
Методика самоконтроля на занятиях по атлетической гимнастике
Оценка физического развития
Проведение упражнений на гибкость и подвижность суставов
Проведение упражнений на релаксацию мышц
Самомассаж
Виды самомассажа
Все страницы