Круговая тренировка в среднем школьном возрасте

В связи с процессами полового созревания возрастной период 12–15 лет является критическим в биологическом развитии. Характерная черта этого периода – неодновременность формирования отдельных систем и органов подростка. Интенсивный рост всего тела, и особенно конечностей, преобладает над приростом мышечной массы. К 13–14 годам у мальчиков и к 11–12 у девочек темп роста мышечной массы резко возрастает. Происходит это в основном за счет гипертрофии мышечных волокон, высокого уровня достигает суставно-связочный аппарат.

Активизация эндокринной системы 12–15-летних детей стимулирует совершенствование центральных механизмов регуляции, повышается их роль в вегетативном обеспечении движений. В этом возрасте усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения, совершенствуются двигательный и вестибулярный анализаторы. По некоторым данным, корковые периферийные механизмы двигательного анализатора созревают к 12–13 годам. Эти структурные перестройки позволяют создавать достаточно совершенные и устойчивые системы связей в коре головного мозга.

Существенные изменения претерпевают механизмы сердечно-сосудистой системы; интенсивно растут масса и объем сердца, увеличивается относительный МОК и продолжительность сердечного цикла. Эти структурные перестройки обеспечивают экономизацию работы сердца подростка в покое и расширяют его адаптационные возможности при физической нагрузке.

Экономизация – выработанная в результате тренировки способность выполнять стандартную физическую нагрузку с меньшей затратой энергии и большим КПД.

Вместе с тем слабым звеном сердечно-сосудистой системы в этой возрастной группе остается несовершенство механизмов внутри- и межсистемной регуляции. В сравнении с юношами и особенно взрослыми сердце подростка имеет меньшие адаптационные возможности.

В 12–15 лет интенсивно идет процесс развития дыхательной системы; перестраивается нервная и гуморальная регуляция, совершенствуется аппарат внешнего дыхания; возрастают дыхательный и минутный объемы, увеличивается диффузионная способность и жизненная емкость легких (ЖЕЛ); растут показатели максимальной вентиляции легких. Глубина и спектр структурных изменений кардиореспираторной системы определяют уровень аэробной производи-тельности подростков.

Наибольшие темпы прироста максимального потребления кислорода (МПК) и показателя экономичности работы сердца (кислородного пульса) отмечаются у мальчиков в 13–14 лет, у девочек – на год раньше.

Максимальное потребление кислорода (МПК) – максимально возможная для данного человека скорость потребления кислорода. Величина МПК надежно характеризует физическую (или точнее, так называемую анаэробную) работоспособность человека. МПК наиболее объективный и информативный показатель состояния кардиореспираторной системы.

Несмотря на высокие темпы прироста, по абсолютным значениям кислородного пульса подростки уступают юношам и взрослым. Этим и объясняется меньшая экономичность кисло-родных режимов у подростков при мышечной работе. За период полового созревания в большей степени совершенствуются механизмы аэробной выносливости, в то время как способность выполнять мышечную работу в анаэробных условиях у подростков ограничивается кислородным долгом 2000–2500 мл. По некоторым данным, наиболее благоприятными возрастными периодами для воспитания у мальчиков скоростно-силовых способностей является возраст 14–15 лет; быстроты и аэробной выносливости – 13–14, ловкости – 12–13, гибкости – 14. Такими периодами для девочек будут: 13–14; 12–13, 12 и 15; 13–14 лет.

Несовершенство механизмов нейроэндокринной регуляции, недостаточная эффективность кислородных режимов, отставание показателей относительной силы, низкие величины максимального кислородного долга ограничивают объем упражнений силовой и скоростной выносливости.

При тренировке в этом возрасте силовых качеств необходимо учитывать отставание силы мышц от прироста мышечной массы. Это положение определяет методы воспитания отдельных компонентов силы. Основным методом тренировки динамической силы по-прежнему остается метод повторных усилий до отказа, но с увеличением веса отягощений, позволяющим выполнять упражнение не более 7–8 раз.

Периодически следует применять и метод максимальных усилий. Оптимальное сочетание этих методов исключает интенсивное наращивание мышечной массы и тем самым способствует росту относительной силы. Функциональным возможностям 14–15-летних адекватны и такие упражнения, как метание набивных мячей весом 1–3 кг, кратковременные усилия с небольшими (20–30% от собственного веса) отягощениями, способствующие росту «взрывной» силы. Полезно эпизодически включать в учебно-тренировочный процесс кратковременные (до 5с) статические напряжения и околопредельные отягощения. Для воспитания статической и динамической выносливости используются снаряды различного веса, эспандеры, вес партнера и т.п. Тренировка различных форм силы связана с режимами низкой, средней и нижних границ высокой интенсивности. Время работы от 10–15 до 25–30 с.

Для воспитания гибкости у мальчиков целесообразно применять упражнения пассивного характера, а поддерживать достигнутый уровень гибкости у девочек – с помощью маховых движений большой амплитуды.



Оглавление
Проведение учебно-тренировочных занятий по атлетизму
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АТЛЕТИЗМУ
Общеразвивающие упражнения с гантелями
Комплекс упражнений с гантелями для определенных групп мышц
Метод круговой тренировки гиревиков
Упражнения вдвоем
Упражнения с амортизаторами
Упражнения с эспандером
Методика выполнения упражнений разминки поточным способом: выполнение заблаговременно заученных комплексов, выполнение комплексов с элементами импровизации
Круговая тренировка
Гантельная гимнастика
Составление комплекса упражнений с направленностью на развитие силовых возможностей в конкретном виде спорта
Круговая тренировка в младшем школьном возрасте
Круговая тренировка в среднем школьном возрасте
Круговая тренировка в старшем школьном возрасте
Методика самоконтроля на занятиях по атлетической гимнастике
Оценка физического развития
Проведение упражнений на гибкость и подвижность суставов
Проведение упражнений на релаксацию мышц
Самомассаж
Виды самомассажа
Все страницы