Круговая тренировка в младшем школьном возрасте

Для 7–11 лет характерно плавное развитие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. В этом возрасте продолжается окостенение скелета, хотя он еще содержит значительное количество хрящевой ткани; формируется шейная и грудная кривизна; связочный аппарат обладает высокой эластичностью; мышцы-сгибатели превалируют над разгибателями, а мышцы туловища – над мышцами конечностей; относительная сила конечностей приближается к показателю взрослых.

В 7–11 лет морфофункциональные перестройки системы кровообращения заключаются в увеличении объема сердца и минутного объема крови (МОК), урежении пульса. Высокие (на 1 кг веса) значения МОК у детей обеспечиваются не приростом систолического выброса, а увеличением ЧСС (частота сердечных сокращений) вследствие преобладания симпатической регуляции.

По некоторым данным, частота дыхания урежается с 23 у семилетних до 19 у одиннадца-тилетних, дыхательный объем возрастает от 163 до 254 мл, т.е. совершенствуется аппарат внешнего дыхания. Последняя зависимость распространяется на минутный объем дыхания (МОД), жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и максимальную вентиляцию легких.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха, является показателем функционирования дыхательной системы.

У детей 7–11 лет снижены и анаэробные возможности: способность выполнять работу субмаксимальной мощности за счет анаэробных источников энергообразования ограничивается у них максимальным кислородным долгом 800 – 1200 мл. В этом возрастном периоде сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, преобладают процессы возбуждения. Однако высокая пластичность нервной системы, значительная ее возбудимость и реактивность создают предпосылки к быстрому и точному усвоению двигательных навыков и закреплению двигательных рефлексов.

В соответствии с теоретической концепцией о так называемых сенситивных (чувствительных) периодах развития физических способностей возраст 7–11 лет является наиболее благоприятным для воспитания (в различной пропорции) быстроты, силы и ловкости. Использование средств и методов, направленных на воспитание различных видов мышечной выносливости, следует ограничить из-за несовершенства механизмов поставки, транспорта и утилизации кислорода и недостаточного количества сократительных белков в мышечных волокнах.

Примерный план занятий круговой тренировки, как и все последующие, может изменяться в широком диапазоне в соответствии с исходным уровнем подготовленности занимающихся, задачами тренировочного процесса, климато-географическими условиями и т.п. План включает два равных по объему (но не по физиологическому воздействию) макроцикла – летний и зимний. В зимнем предпочтение отдается воспитанию ловкости, силе и силовой выносливости; в летнем – быстроте, скоростной и общей выносливости. Для достижения большего тренирующего эффекта комплексы сгруппированы в блоки. Например, в январе – феврале основное внимание уделяется воспитанию силы, в июле–августе – быстроте и скоростной выносливости. Недельный цикл состоит из двух занятий с использованием одного и того же тренировочного комплекса. На первом занятии, несмотря на простую структуру упражнений комплекса, часть времени уйдет на их освоение. Это позволит второе занятие провести в более интенсивном режиме и тем самым достичь должного тренирующего эффекта.

Совершенствуя силовые способности детей, следует концентрировать основное внимание на повышение уровня «взрывной» силы, а второстепенное – на динамической силе. Средства воспитания первой – это метание снарядов небольшого веса, стартовый разбег, разнообразные прыжки; второй – упражнения в сопротивлении с партнером, растягивание либо сжимание различных амортизаторов. Наиболее целесообразным методом воспитания динамической силы будет метод повторных усилий «до отказа», а «взрывной» – динамических усилий. В 7–11 лет упражнения для совершенствования статической силы, динамической и статической выносливости должны быть строго ограничены. Воспитание различных форм силы связано с физиологическими режимами большой, высокой и максимальной интенсивности.

Воспитание гибкости у мальчиков 10–11 лет должно быть направлено на ее совершенствование, а у девочек 8–11 лет – на поддержание достигнутого уровня. Упражнения на гибкость включаются в подготовительную станцию каждого занятия. Их объем для мальчиков должен быть несколько большим. Без особой необходимости не следует стремиться к достижению максимальной гибкости. Чрезмерное ее развитие приводит к ослаблению связок и как следствие – частым травмам опорно-двигательного аппарата.



Оглавление
Проведение учебно-тренировочных занятий по атлетизму
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АТЛЕТИЗМУ
Общеразвивающие упражнения с гантелями
Комплекс упражнений с гантелями для определенных групп мышц
Метод круговой тренировки гиревиков
Упражнения вдвоем
Упражнения с амортизаторами
Упражнения с эспандером
Методика выполнения упражнений разминки поточным способом: выполнение заблаговременно заученных комплексов, выполнение комплексов с элементами импровизации
Круговая тренировка
Гантельная гимнастика
Составление комплекса упражнений с направленностью на развитие силовых возможностей в конкретном виде спорта
Круговая тренировка в младшем школьном возрасте
Круговая тренировка в среднем школьном возрасте
Круговая тренировка в старшем школьном возрасте
Методика самоконтроля на занятиях по атлетической гимнастике
Оценка физического развития
Проведение упражнений на гибкость и подвижность суставов
Проведение упражнений на релаксацию мышц
Самомассаж
Виды самомассажа
Все страницы