Круговая тренировка

С целью комплексного воспитания физических качеств в практике физического воспитания успешно применяется круговая тренировка. Это предполагает и одновременное развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и совершенствование их комплексных проявлений (скоростной силы, силовой выносливости и др.). При этом развитие морфологических показателей сопровождается функциональными сдвигами в организме.

Использование в круговой тренировке несложных гимнастических упражнений, а также движений из тяжелой и легкой атлетики позволяет повторять их многократно и комплексно как одну целостную точно дозированную тренировочную работу. Таким образом, обеспечивается последовательное воздействие на все основные мышечные группы и внутренние органы (сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы) (рис. 4).

Рис. 4. Круговая тренировка

Ценная черта круговой тренировки состоит в том, что в ней удачно сочетается точное нормирование нагрузки для группы занимающихся и для каждого из них. Индивидуальная величина нагрузки определяется с помощью так называемого максимального теста (МТ).

Максимальный тест (МТ) – испытания на максимальное число повторений по каждому упражнению, включенному в комплекс круговой тренировки.

Так, например, при норме нагрузки для комплекса в 1/2 МТ половина максимального числа повторений в каждом упражнении у одного человека может составить 8 повторений МТ–16, у другого 12 (МТ-24) и т.д.

Обязательным условием круговой тренировки являются постоянный учет нагрузки и система-тическая оценка достижений. Эта задача решается фиксацией объема выполненной работы, подсчетом пульса до и после прохождения кругов и систематическим определением МТ занимающихся. Внешним признаком рассматриваемого способа тренировки является то, что в спортивном зале на площадке намечается несколько «станций» (мест для выполнения отдельных серий физических упражнений), объединенных в круг.

На каждой «станции» упражнения подбираются так, чтобы они обеспечивали воздействие на определенные мышечные группы в соответствии с их анатомической классификацией.

1. Упражнения для развития мускулатуры ног (ходьба, бег, прыжки, приседания на одной и двух ногах, подскоки и соскоки с нагрузкой и без нагрузки, выпрыгивания из приседа и др.); эти упражнения включают сгибание и разгибание в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. В результате укрепляются мышцы стопы, голени, бедра и ягодичные. Упражнения для укрепления мускулатуры ног можно считать также общеразвивающими, так как в них участвуют в известной степени мышцы подвздошно-поясничные, брюшного пресса и спины.

2. Упражнения для развития мускулатуры рук и плечевого пояса (сгибание и разгибание рук в упоре и упоре лежа с различным положением ног, работа с тяжестями, эспандером, подтягивания в висе и висе лежа с разным хватом).

3. Упражнения для развития мышц живота (движения прямыми и согнутыми ногами при фиксированном туловище и движения туловищем при фиксированных ногах с отягощениями и без отягощений).

4. Упражнения для развития мышц спины (переход из упора присев в упор лежа, вращательные движения с тяжестями, вращение тяжестей руками, упражнения в парах, поднимание туловища из положения наклона вперед или лежа на животе при фиксированных ногах или при фиксированном туловище, из такого же положения поднимание ног).

При составлении комплекса упражнения подбирают так, чтобы нагрузка охватывала главные мышечные группы. Упражнения могут выполняться в любом направлении, начиная с любой «станции», но перед началом круга необходима разминка для основных групп мышц и повышения функци-онального состояния организма. На одну и ту же группу мышц можно воздействовать двумя-тремя различными упражнениями подряд. Для удобства организации класса последовательность «станций» устанавливают по кругу, прямоугольнику или квадрату, обозначая их цифрами, написанными на специальных щитах. На них следует описать упражнения, их объем и другую информацию, которую считает за необходимое сообщить своим ученикам педагог.

После составления комплекса и его апробации наиболее подготовленными учениками с ним наглядно знакомится весь класс или тренировочная группа путем демонстрации на каждой «станции» правильного выполнения упражнений с необходимыми комментариями. Затем на каждой «станции» располагаются не более трех учеников, и им дается несколько минут для опро-бования комплекса. После пробного прохождения круга целесообразно, чтобы на каждой «станции» один из находящихся там учеников еще раз проделал упражнение. При этом у каждого из них должны быть карточки индивидуальных достижений для записей о порядке прохождения «станции», количестве повторений каждого упражнения и показателях пульса. На каждом после-дующем занятии, на котором проводится круговая тренировка, порядок прохождения «станций» для каждого ученика должен быть всегда одинаковым. Изменив последовательность упражнений, занимающийся не сможет выполнить индивидуальную норму работы и обеспечить себе заметного повышения результатов (рис.5).

Рис. 5. Последовательность выполнения упражнений в круговой тренировке

При максимальном тесте по свистку или команде все ученики одновременно на всех «станциях» начинают упражняться в течение 30 с. Затем подается команда, выполнение упраж-нения прекращается, следует 30-секундный перерыв, во время которого ученики записывают выполненное ими количество повторений в свои карточки достижений, переходят на следующую «станцию» и принимают исходное положение. По команде все снова одновременно начинают упражняться. Таким образом, на прохождение круга из десяти «станций» затрачивается 10 мин. тренировочного времени. Сразу же по окончании упражнения на последней «станции» подается команда к измерению пульса.

Комплекс упражнений круговой тренировки не следует заменять раньше чем через 6 недель после его введения. Организм может лишь медленно и постепенно приспосабливаться к повторяю-щейся нагрузке. Строгая индивидуальная дозировка упражнений используется до следующего тестирования, повышенные результаты которого станут затем исходной величиной для новой дозировки упражнений. Так реализуется принцип прогрессирующего повышения нагрузки.

Систематически проводить круговую тренировку означает систематически повышать нагрузку. Проиллюстрировать систему применения круговой тренировки на занятиях можно примерами, регулярного применения круговой тренировки на двухнедельных занятиях (табл.1) и на одном из двух занятий в неделю (табл.2).

Круговая тренировка может включать элемент состязания. В данном случае сопоставляют не абсолютный результат, а увеличение объема и других показателей самой тренировочной работы. Например, кто больше увеличит число повторений за одинаковое время, кто меньше затратит времени на установленное число повторений. Это позволяет любому ученику испытать радость успеха, укрепляет веру в возможность достижения более высоких результатов.

Круговую тренировку, несмотря на ее достоинства, нельзя рассматривать как универсальную форму организации работы. Она должна применяться в сочетании с другими формами и методами работы, а на отдельных занятиях ей отводится не все время, а лишь его часть. Круговую тренировку следует использовать при организации спортивного часа в группах продленного дня, в играх на переменах, в тренировках групп общей физической подготовки, в самостоятельных занятиях.

Таблица 1

Схема систематического повышения нагрузки с учетом необходимости

отводить достаточное время для формирования двигательных навыков


Неделя

Урок

Дозировка

Продолжительность упражнения на уроке

I

1

2

1 МТ

МП х1

30–45-я мин

1–10 –я или 30–40 мин

II

1

2

2

МП +2 х2

2

МП +3 х1

5–25-я или 20–45-я мин

1–15-я или 20–45-я мин

III

1

2

2

МП +1 х 3

2

МП +3 х1

1–15-я или 30–45 мин

15–я или 30–45 мин

IV

1

2

2

2 МТ

МП+2 х 2

30–45-я мин

V

1

2

-

2

МП+З х2

2

-

2 МТ

30–45-я мин

Таблица 2

Схема систематического повышения нагрузки со стандартным

количеством прохождений круга

Неделя

Урок

Дозировка

Продолжительность упражнения на уроке

I

1

2

1 МТ

30–45-я мин

II

1

2

МТ+1 х 2

2

5–25-я или 20–45-я мин

III

1

2

МП+2 х 2

– 2

5–25-я или 20–45-я мин

IV

1

2

МП+З х2

2

5–25-я или 20–45-я мин

V

1

2 МТ

30–45-я мин



Оглавление
Проведение учебно-тренировочных занятий по атлетизму
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АТЛЕТИЗМУ
Общеразвивающие упражнения с гантелями
Комплекс упражнений с гантелями для определенных групп мышц
Метод круговой тренировки гиревиков
Упражнения вдвоем
Упражнения с амортизаторами
Упражнения с эспандером
Методика выполнения упражнений разминки поточным способом: выполнение заблаговременно заученных комплексов, выполнение комплексов с элементами импровизации
Круговая тренировка
Гантельная гимнастика
Составление комплекса упражнений с направленностью на развитие силовых возможностей в конкретном виде спорта
Круговая тренировка в младшем школьном возрасте
Круговая тренировка в среднем школьном возрасте
Круговая тренировка в старшем школьном возрасте
Методика самоконтроля на занятиях по атлетической гимнастике
Оценка физического развития
Проведение упражнений на гибкость и подвижность суставов
Проведение упражнений на релаксацию мышц
Самомассаж
Виды самомассажа
Все страницы