ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наилучший путь приблизиться к пониманию архитектуры – это сравнить ее с другими искусствами. Архитектура по своему содержанию является самым простым из всех искусств, однако она способна воплощать только очень определенные, однозначные, элементарные идеи и чувства, поэтому архитектура оказалась самым трудным искусством, язык которого понятен и привлекателен только для очень немногих

Деятельность архитектора всегда связана с социальной ответственностью, поскольку мы требуем от каждого здания абсолютной конструктивной достоверности. К тому же архитектор в своем произведении мало проявляет себя, а скорее эпоху и социум. Такое тесное слияние архитектуры с обществом, культурой, эпохой свидетельствует, с одной стороны, о чрезвычайно важных культурных функциях архитектуры, а, с другой стороны, оно же является причиной одного весьма трагического свойства архитектуры, а именно: роковой невыполнимости многих архитектурных идей и замыслов.

Особое значение при реализации архитектурного произведения имеет талант архитектора, который можно назвать прежде всего ритмическим. Этот ритмический талант, в свою очередь, включает в себя целый ряд оттенков и ступеней, которые не всегда в одинаковой мере присущи одному и тому же художнику.

Главный стержень архитектурной концепции – ритмические отношения между позитивом и негативом, между массой и пространством – графически, на бумаге может быть зафиксирован только в виде отвлеченных, геометрических форм, но отнюдь не в виде живых органических форм. Специфическое дарование архитектора проявляет себя, таким образом, и в том, что архитектор принужден фиксировать свои кубические представления. Восприятие пространства сверху вниз также составляет один из самых неопровержимых и самых глубоких признаков архитектурного творчества.

Архитектура в целом развивается из покрытия. Одну из причин этого явления следует, разумеется, искать в том чрезвычайно важном влиянии, которое оказывают осадки на характер человеческого строительства. Исследуя возникновение человеческого жилища, ученые установили три главных типа примитивных построек: тип круглой постройки и два типа четырехугольной постройки – с наклонной и плоской крышей.

Однако целью художественного творчества архитектора является организация пространства, так как не только непосредственное прикосновение к архитектурной поверхности, а и самое сознание тяжести стен, высоты сводов, движения света оказывает воздействие на все тело зрителя и вызывает в нем то или иное самочувствие. Особенно важно, полное восприятие архитектуры возможно только в непрерывном движении – истинное восприятие архитектуры покоится не только на оптических, но и на моторных впечатлениях. Понятие времени в архитектуре имеет еще и другой, более глубокий смысл. Под движением здесь следует понимать не только перемещение зрителя в архитектуре, но и весь ритм жизни, теперь наполняющий здание или когда-то происходивший в его стенах.

Прежде чем архитектор приступает к разработке плана будущего здания, он должен познакомиться со строительной площадью. Особенно тесная связь между естественной ситуацией и замыслом архитектора проявляется на ранних ступенях развития архитектуры. С течением же времени архитекторы научаются все более радикально противодействовать требованиям природы. Еще более радикальное влияние, чем рельеф почвы, могут оказывать на архитектурное творчество условия климата. Теми же требованиями климата объясняется также план частного жилища на востоке и на юге. Количество и форма окон точно так же в значительной степени зависят от климата. Особое влияние оказывает климат и на развитие полихромии в архитектуре.

Каждый строительный материал обладает своим собственным языком. Целый ряд материалов в архитектуре и прикладном искусстве возник с целью прямой имитации другого материала, как его суррогат. При создании архитектуры в дереве различают три главных вида деревянной конструкции: так называемый сруб с горизонтальным наслоением балок, затем стойку из вертикально поставленных свай и, наконец, так называемую решетчатую постройку.

Наиболее популярный в монументальной архитектуре материал – камень. В странах, бедных каменными породами, наиболее популярным строительным материалом делается кирпич, который применяют или как сырец, высушенный на солнце, или как обожженный и иногда покрытый цветной глазурью. К этим, так сказать, извечным материалам архитектуры в XIX веке присоединяются новые строительные материалы – железо и бетон.

После того как архитектор познакомился с ситуацией будущего здания, установил его материалы и конструктивную схему, он приступает к проектированию, к графической фиксации трехмерных элементов строения. Прежде всего он набрасывает план, то есть горизонтальный разрез здания. План позволяет установить направление и толщину стен и протяженность пространств. За планом здания следует его реализация, то есть, прежде всего, возведение конструктивного скелета здания. Элементы архитектурной конструкции можно разбить на четыре основные группы: во-первых, основа здания – его фундамент; во-вторых, несущие или опирающие части (колонны, столбы); в-третьих, опирающаяся часть (всякого рода покрытия) и, в-четвертых, венчающие, завершающие части (фронтоны, купола, башни). Наиболее популярной формой опоры является колонна – то есть круглая, цилиндрообразная опора, или свободно стоящая, или прислоненная к стене. Наряду с колонной функции опоры могут быть предоставлены столбу.



Оглавление
Как смотреть и понимать архитектуру.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
АРХИТЕКТУРА В РЯДУ ИНЫХ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ
КОНСТРУКЦИЯ И ОБРАЗ В АРХИТЕКТУРЕ
РОЛЬ ТВОРЦА В СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТРУКЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО ПЕРЕКРЫТИЯ
КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВА В ИСКУССТВЕ АРХИТЕКТУРЫ
УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЗДАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
РОЛЬ МАТЕРИАЛА В АРХИТЕКТУРЕ
ДЕРЕВО КАК МАТЕРИАЛ АРХИТЕКТУРЫ
СТОЕЧНО-БАЛОЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ
Все страницы