.

Понятие «здоровый образ жизни»

Здоровье человека - категория медицинская, социальная, правовая и экономическая, обозначающая право быть здоровым и трудоспособным для обеспечения социальной активности человека, самодостаточности личности и необходимой продолжительности жизни. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, Устав, 1968), является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.

Хорошее здоровье определяет надежность бытовой и профессиональной деятельности че­ловека, а в условиях современной рыночной экономики является своего рода гарантом конкурентоспособности. Судьбу страны решают не нефть и не металлы, а главным образом энергетический потенциал человека (его мозга) и здоровье нации. Нормальный человек готов порой обра­щаться к кому угодно и к чему угодно, только бы не заболеть (или быс­тро вылечиться). Ведь сегодня иногда даже не слишком тяжелый недуг (как, например, простуда или ангина) может сильно испортить карьеру или даже погубить ее. Вместе с тем в настоящее время здоровье чело­века изучено значительно меньше, чем болезни. Сам термин «здоро­вье» не имеет однозначного определения. Одни ученые во главу угла ставят уровень физического здоровья, рождаемость, заболеваемость, среднюю продолжительность жизни; другие - самооценку человеком своего состояния, желание трудиться, отношение к алкоголю, косметике и курению; третьи - чувство личного комфорта; четвертые - уровень медицинской культуры населения. Ряд ученых предлагают считать здо­ровым общество, в котором здоровые дети.

В жизни современного человека, живущего в большей своей части в городах, где наряду со многими удобствами, свойственными цивили­зации, существует множество проблем - загрязненный воздух выбро­сами и отходами промышленного производства и газовыми выхлопами миллионов машин, дымящиеся свалки мусора, иногда зараженные радиоактивными и химическими веществами, которые, проникая в по­чву, могут попасть в питьевую воду; усталость от шумов транспорта, повышенного потока информации, стрессов и т.д. Пища также не соот­ветствует общепринятым нормам: рыночные продукты нередко отрав­лены пестицидами, нитратами, а на предприятиях питания нарушаются технологии обработки и приготовления пищевых продуктов.

Пестициды - препараты для борьбы с сорняками.

Нитраты - азотнокислые соли и эфиры – производные азотной кислоты.

В наше модернизированное время ни одна сфера жизнедеятельно­сти человека не избежала рассмотрения ее с точки зрения ценности здоровья. Большинство здравомыслящих людей сегодня не может позволить себе ни малейшего удовольствия (или наслаждения), не спросив себя:
«Не повредит ли это здоровью?» И меню изучается с тщательной озабоченностью не столько с вкусовых позиций, сколь­ко с точки зрения содержания в блюде (котлете) холестерина и других вредных продуктов (консервантов и т.п.). Современный грамотный че­ловек хочет, чтобы пища была не просто вкусной, она должна быть здоровой. Это относится почти ко всему укладу жизнедеятельности че­ловека - спорту, физической культуре, занятия которыми должны спо­собствовать поддержанию формы, здоровья. Прогулки - это не просто гулять, а заниматься оздоровительной ходьбой, плавание - для под­держания осанки, профилактики остеохондроза и т.д. Причем предпри­нимаемые оздоровительные приемы (причудливые позы и манеры, как и одежда, обувь, головной убор, белье) должны быть направлены в первую очередь на поддержание здоровья.

Наступает время, когда люди более осознанно стали заботиться о своем здоровье, чем, скажем, совсем недавно, когда получению удо­вольствия отдавалось предпочтение и никоим образом не считалось, что оно может как-то повредить здоровью. Подобный путь к «высокой сознательности» отчасти обусловлен недюжинными возможностями современной медицины и разочарованием ею в ряде областей, а так­же пониманием (правда, далеко не всеми) невозможности достичь духовного и телесного здоровья без соответствующей самопомощи. Человек постоянно нуждается в определенной информа­ции, «медицинской подпитке» с критическим обсуждением и оценкой предлагаемых традиционной (особенно нетрадиционной) медициной ле­чебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Обеспечение условий формирования хорошего здоровья зависит как от государства, так и от самого индивидуума. Хорошее здоровье – не только врожденное качество. Человек рождается чаще всего потенциально здоровым, и от него зависит, как это качество разовьется. Им наследуется не готовое на всю жизнь крепкое здоровье, а только возможность его формирования в условиях жизнедеятельности, поддержания и укрепления его с помощью всего арсенала известных средств, и в первую очередь, средствами физической культуры.

Образ жизни — это одна из важнейших биосоциальных категорий, объединяющая представ-ления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека.

Образ жизни - формы человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватываю­щими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного време­ни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в обществен­ной жизни, нормы и правила поведения. Образ жизни — один из критериев обще­ственного прогресса, это «лицо» человека.

В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50-55% приходится на образ жизни. В свою очередь, к основным факторам, определяющим образ жиз­ни человека, следует отнести:

- уровень общей культуры человека и его образованность;

- материальные условия жизни;

- половые, возрастные и конституциональные особенности человека;

- состояние здоровья;

- экологию среды обитания;

- особенности трудовой деятельности (профессии);

- особенности семейных отношений и семейного воспитания;

- привычки человека;

- возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются особенности профессиональной, общественной, социально-культурной и бытовой деятельности человека. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека — как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т.д. Образ жизни, обусловленный в значительной степени социально-экономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное мно­гообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жиз­ни и стиль жизни.

Уровень жизни — степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потреб-ностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни – категория, характеризующая комфорт в удовлетворении человеческих по­требностей (преимущественно социологическая категория).

Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество жизни), нося­щих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

В процессе жизни каждого человека должны удовлетворяться материальные и духовные потребности, причем его поведение будет направлено на реализацию этих потребностей. У каждой личности при одинаковом на данный момент в лю­бом обществе уровне потребностей существует свой индивидуальный способ их удовлетворения, поэтому поведение у людей разное и зависит оно в значительной степени от воспитания.

Понятие «здоровый образ жизни» — концентрированное выражение взаимо­связи образа жизни и здоровья человека.

Здоровый образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бы­товых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укреп­ления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Здоро­вье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетво­рение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоя­тельств, и прежде всего тем, что:

- в нашем государстве у населения еще не сформирована в достаточной степени положительная мотивация на бережное отношение к своему здоровью;

- в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека);

- здоровье в обществе, в первую очередь, в силу низкой культуры, еще не ста­ло на первое место в иерархии потребностей человека.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как одной из главных человеческий ценностей. В достижении этой цели намечаются два основных пути. Первый — об­разование каждого человека, начиная с детского возраста, в дошкольных, школь­ных учреждениях, в колледжах, вузах и т.д. Второй — самовоспитание личности (сотвори себя сам!). Естественно, что для достижения здорового образа жизни не­обходимо сочетать оба пути.

Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением человеком своих социальных, психологических, физических возможностей и спо­собностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недо­статочно сосредоточить усилия лишь на преодолении опасностей возникнове­ния различных заболеваний, борьбе с алкоголизмом, курением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это также имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Основу здорового образа жизни составляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Этот выбор в значительной мере зависит от конституциональных характеристик индивида. Образ жизни человека должен соответствовать его конституции.

Конституция человека — это генетический потенциал организма, продукт на­следственности и среды, реализующий наследственный потенциал; именно кон­ституция человека определяет основные законы его индивидуальной жизни. Кон­ституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей.

Здоровый образ жиз­ни — это жизнь по законам своей конституции. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции.

К основным принципам здорового образа жизни относятся:

- социальные: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым;

- биологические: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укреп-ляющим и ритмичным.

Совершенно очевидно, что реализация этих принципов преломляется через призму социально-экономических мероприятий и формирование соответствую­щих моделей поведения человека.

Абсолютно ясно, что ведение здорового образа жизни предполагает:

- стремление к физическому совершенству;

- достижение душевной, психической гармонии в жизни;

- обеспечение полноценного питания;

- исключение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.);

- соблюдение правил личной гигиены;

- закаливание организма.

Говоря о принципах здорового образа жизни, следует обратить внимание на опыт наших предков. Так, например, особый интерес представляет тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья». Приведем его основные положения.

1. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, не доводи тело и дух до страдания, живи по законам природы, разума и меры.

2. Ешь много трав и мало мяса. Будь травоядным, не будь кровоядным.

3. Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть пища твоя не засоряет тебя.

4. Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, от зависти, зла, гордыни, высокомерия. Иди и очищайся молитвой.

5. Получай в любви радость и наслаждения. Живи по законам любви.

6. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой.

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать сле­дующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, ра­циональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек.

Иммунитет – невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезни.

Новая формула здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоян­ные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимо­связанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека. Еще Со­крат говорил, что "тело не более отдельно и независимо от души".

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, т.к. оказывает положительное влияние и на двигательную ак­тивность, и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наи­лучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых ве­ществ, выработавшимся в ходе эволюции. Натуральная растительная пища (овощи, фрукты, зернобобовые, зерновые, орехи, семечки, мед) в полной мере соот­ветствует этим требованиям, а животную пищу следует отнести к аварийной.

Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают только аэроб­ные (на воздухе) физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т.д.) в природных условиях. Они включа­ют в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают ог­ромной разрушительной силой. Положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

В основе здорового образа жизни лежат биологические (возрастной, энерге­тический, укрепляющий, ритмичный, аскетичный) и социальные (эстетичный, нравственный, волевой и самоограничительный) принципы.

Аскетизм - стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками.

Реализация этих принципов сложна, противоречива и не всегда приводит к желаемому результа­ту. Одна из основных причин этого - отсутствие прочной, сформированной с раннего детства мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья.

При переходе к здоровому образу жизни:

- исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков; хорошее настроение формируется гормонами радости – эндорфинами, которые образуются в организме человека;

- сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

- половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению во времени половой и социальной зрелости.

Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, совершенствования резервных возможностей организма.

Критерии эффективности использования здорового образа жизни. Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями как во времени, так и по траектории. Принципиального значения это обстоятельство не имеет, так как важен конечный результат. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спект­ром воздействия на различные стороны организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, подтянутости, собранности, хорошей коммуникабельно­сти; ощущении своей физической и психоэмоциональной при­влекательности, оптимистичном настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жиз­недеятельности. В психологическом аспекте достоинства здоро­вого образа жизни обнаруживаются в качестве психического здо­ровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивос­ти, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообла­дании, целеустремленности, настойчивости в достижении постав­ленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.

Ипохондрия - болезненное состояние, выражающееся в чрезмерном страхе за свое здоровье, в наклонности приписывать себе несуществующие болезни.

В функциональном проявлении можно отметить более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повы­шение работоспособности и тренированности; снижение заболева­емости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное восстановление после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма (по количеству простудных заболеваний в течение определенного периода); активность обменных процессов в организме; улучшение состояния сердеч­но-сосудистой системы в целом, в том числе увеличение ударного и минутного объема сердца; улучшение состояния дыхательной системы, в том числе максимального потребления кислорода, возрастание порога анаэробного (безкислородного) обмена; улучшение работы пище­варительной системы; повышение устойчивости костной ткани; усиление половой потенции, благополучное течение беременнос­ти и родов, нормализация весо-ростового соотношения; хорошую осанку и легкость походки.

В образовательном аспекте здорового образа жизни важен уровень знаний о здоровье, в том числе: степень сформированности установки на здоровый образ жизни, уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья, умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Содержание приведенных критериев (табл. 1) может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.

Таблица 1

Критерии здорового стиля жизни

Критерий

Оценка критерия

Организационный

Стратегический способ организации жизнедеятельности, целостное восприятие жизни

Гигиенический

Рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены

Коммуникативно-деятельностный

Широкая палитра различных видов деятельности, успешность в учебной деятельности, способность к продуктивному общению, установлению глубоких межличностных взаимоотношений, регуляр-ная оздоровительная деятельность, наличие поисковой активности, творческие способности

Адаптационно-ролевой

Гармоничное протекание процессов социализации и индивидуали-зации, способность быстро приспосабливаться к меняющейся со-циальной ситуации, гибкость в поведении, конгруэнтность

Культурно-эстетический

Широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, спо-собность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде

Ценностно-мотивационный

Приоритет духовных ценностей, уважение к человеческой личности, ответственное отношение к среде обитания, наличие валеологи-ческого идеала, устойчивая мотивация саморазвития и здраво-творчества

Эмоционально-волевой

Эмоционально-психологическая устойчивость, преодоление жизнен-ных трудностей на эмоционально-положительном фоне, внутренний «локус контроля», спонтанность, развитая саморегуляция

Индивидуально-личностный

Достаточный уровень самопринятия и самоуважения, способность ценить и сохранять уникальность своей личности; сензитивность к самому себе, стремление к творческой самореализации



Оглавление
Основы здорового образа жизни
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие «здоровый образ жизни»
Двигательная активность в сохранении здоровья
Личная и общественная гигиена
Культура межличностного общения
Здоровье и вредные привычки
Все страницы
  Медицинские центры в Туле - то, что нужно