История зарубежного искусства.


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Античный мир, античность

термин, восходящий к лат. antiquitas – древность, старина; в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм) и Древнему Риму

2

Арка

(от лат. arcus – дуга, изгиб) в архитектуре – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами: столбами, колоннами и т.п.

3

Архитектоника

(от греч. architektonike - строит. искусство) художественное выра-жение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объемных произведений декоративного искусства

4

Барельеф

(франц. bas-relief, т.е. низкий рельеф) вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более, чем на половину своего объема выступает над плоскостью фона

5

Барокко

(предположительно: от португ. barroca – жемчужина причудливой формы) драматический, аффектированный главенствующий стиль в европейском искусстве конца XVI – сер. XVIII вв., которому свойст-венны театральность, фееричность, иллюзионизм

6

Бронзовый век

историко-культурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы, превращением ее в ведущий материал для производства орудий труда и оружия. Приблизительные хронологические рамки Бронзового века: кон. 4-го – нач. 1-го тыс. до н.э.

7

Верхний палеолит

см. поздний Каменный век

8

Витраж

(франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло) орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или др. материала, пропускающего свет

9

Глиптика

(греч. glyptike, от glypho – вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства

10

Гротеск

(франц. grotesque, итал. grottesco – причудливый, от grotta – грот)
1) орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски); 2) тип художеств. образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры

11

Декоративно-прикладное

искусство

раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназна-ченных главным образом для быта

12

Дизайн

(от англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также план, рисунок) термин, обозначающий новый вид деятельности по проекти-рованию предметного мира

13

Жанр

(франц. genre, от лат. genus, род. падеж generis – род, вид) исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства

14

Исторический жанр

один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества

15

Кабинетная пластика

разновидность пластики малых форм, получившая распространение со второй половины XIX века в связи с вытеснением интерьера зала интерьером гостиной и кабинета

16

Каменный век

культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня и еще отсутствовала обработка металлов, употреблялись также дерево и кость; на позднем этапе Каменного века распространилась и обработка глины, из которой делалась посуда

17

Классицизм

(от лат. classicus – образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – нач. XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстети-ческому эталону

18

Композиция

(от лат. compositio – составление, сочинение) построение художест-венного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие

19

Круглая скульптура

вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют собой полные трехмерные объемы, не составляющие материального единства с плоскостью фона

20

Купол

(итал. cupola – купол, свод, от лат. cupula, уменьшит. от cupa – бочка) пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения; образующими формами являются различные кривые, выпуклые наружу

21

Магия

(лат. magia, от греч. mageia) колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов

22

Матриархат

(от лат. mater, род. падеж matris – мать и греч. arche – начало, власть; букв. – женовластие) одна из форм общественного устройства пери-ода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки Матриархата: доминирующее положение жен-щины в обществе, наследовании имущества и должностей по мате-ринской линии

23

Мегалиты

(от мега... и греч. lithos – камень) сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, крытые галереи

24

Менгир

(бретонское menhir, от men – камень и hir – длинный) простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. Менгиры достигают высоты 4–5 м и более, крупные достигают высоты 4–5 м и более

25

Месопотамия

(греч. mesopotamia, от mesos – средний, находящийся между, в середине, и potamos – река) Междуречье, Двуречье, природная область в Западной Азии, в бассейне рек Тигр и Евфрат

26

Модерн

стиль «модерн» (франц. moderne – новейший, современный) одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве кон. XIX – нач. XX вв.

27

Мольберт

(от нем., не употребляемого более, molbrett) подставка, обычно дере-вянная, на которой художник помещает свои работы, – картину, рисунок и т.д.

28

Монумент

(лат. monumentum, от moneo – напоминаю) в скульптуре и архитектуре – памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т.п.

29

Морфология

(от греч. morphe – форма и ...логия) часть системы, обеспечивающая ее построение и понимание, а также учение о форме и строении чего-либо

30

Мустье

Мустьерская культура – Мустьерская эпоха, наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за Ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. Многими исследователями выделяется под названием «средний палеолит»

31

Надгробие

произведение скульптуры или малая архит. форма; предназначено для увековечения памяти умершего, устанавливается на его могиле
(в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего)

32

Натюрморт

(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально – мертвая природа; голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still life, буквально – тихая или неподвижная жизнь) жанр изобразительного искусства (гл. обр. станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу

33

Неолит

(от нео... и греч. lithos – новый) Каменный век, эпоха позднейшего Каменного века, характеризующаяся использованием исключительно кремневых, костяных и каменных орудий (в т.ч. изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифования) и, как правило, широким распространением глиняной посуды

34

Ориньякско-солютрейское

время

Ориньякская культура – археологическая культура раннего этапа позднего палеолита. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurigaac, Франция); в узком смысле слова распространена во Франции, где она датируется 33000—19000 лет до н.э., сменяет Мустьерскую культуру, с которой не обнаруживает генетических связей (вероятно, Ориньякская культура не возникла в Западной Европе, а принесена сюда извне), сменяется Солютрейской культурой

35

Пейзаж

(франц. paysage, от pays – страна, местность) реальный вид какой-либо местности, в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа

36

Первобытно-общинный строй

первая в истории человечества общественно-экономическая формация. Первобытный строй охватывает время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археоло-гической периодизации совпадает в основном с Каменным веком

37

Портрет

(франц. portrait, от устаревшего portraire – изображать) изображение или описание (напр., в литературе) человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
В изобразительном искусстве портрет – один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства

38

Синкретизм

(от греч. synkretismos – соединение) нерасчлененность, характери-зующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первых стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психи-ческих функций на ранних ступенях развития ребенка и т.п.)

39

Стиль

в литературе и искусстве – устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности образной системы, образных приемов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. Стилем также называется система признаков, по которым такая общность может быть опознана

40

Трипольская культура

(названа по месту первой находки у с. Триполье Киевской обл.) археологическая культура эпохи энеолита, распространена между Вост. Прикарпатьем и Ср. Поднепровьем

41

Хетто-хурриты

хетт – народ, населявший центральную часть Хеттского царства. Хетты принадлежали к древнейшему населению Малой Азии. Xетты к рубежу 3–2-го тыс. до н.э. уже находились в Малой Азии, взаимо-действуют с культурой хурритов – древних племен культуры курско-аракского энеолита, центром распространения которой было Закавказье

42

Эгейская культура

или Крито-Микенская культура – общее название цивилизаций Бронзового века (3–2 тыс. до н.э.) на островах Эгейского моря, Крите, материковой Греции и Малой Азии

43

Эллинизм

этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334–323 гг. до н.э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н.э. подчинением Египта

44

Энеолит

(от лат. aeneus – медный и греч. litos – камень) халколит, медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому