Живопись и прикладные искусства XVII века

Напряженные споры старого с новым пронизывают и иконную живопись, что во многом связано с произошедшим в результате никоновских реформ середины XVII в. церковным раско-лом, вызвавшим отделение старообрядцев (последние решительно отвергали иконы «нового письма», видя в них грубое нарушение «древлего благочестия»). Более архаически-строгие и монументальные «годуновские письма» еще с конца XVI в. сосуществуют со «строгановскими», где возобладала миниатюрная, по-своему ювелирная манера живописи, с красочными «эмалевы-ми» эффектами, усиленными золотом и серебром. В иконы все чаще вводятся перспективно построенные пейзажи и интерьеры («нутровые палаты»), вместо всецело надмирного пространства перед зрителем предстает уже пространство во многом сценическое, скоординированное с его собственной бытовой средой. Эта связь со зрительским сознанием закрепляется и многочислен-ными деталями, повествовательно или аллегорически разъясняющими главный сюжет.

В церковных фресках, чаще уже не тектонически-строгих, а скомпонованных по «ковровому» (т.е. подчеркнуто декоративному, хотя по-прежнему тонко скоординированному с архитектурой) принципу, усиливается жанровое начало; сюда, как и в зодчество, проникает масса ренессансно-барочных компонентов благодаря заимствованию многих мотивов с западных гравюр (фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле, 1680-1681, мастера Г. Никитин, С. Савин и др.).

Возникает самоценный портрет, пока существующий в основном в виде парсуны иконного типа. Само творчество перестает быть по-средневековому анонимным: если от прежних столетий до нас дошло совсем немного художественно-биографических сведений, то XVII столетие уже богато именами художников, среди которых на первом месте С.Ф. Ушаков, стремившийся сде-лать свои иконы натуроподобными с помощью светотеневой лепки иллюзорно-объемных форм.
С ликов и глаз эта «живоподобность» распространяется и на фигуры в целом, так что в иконостасах конца XVII в. святые нижнего яруса «выходят» к зрителю уже не только в созерцательном предстоянии, но и почти как сценические персонажи. Наряду со «списками»
(т.е. копиями) общероссийских святынь – Богоматери Владимирской, Смоленской Богоматери и др. – возникает все больше местночтимых «изводов» (т.е. иконографических вариантов), где нередко заимствуются и западные, католические прототипы. Черты линейной перспективы, сценичности и другие новшества часто встречаются и в книжной живописи (к лучшим памятникам которой относятся миниатюры «Сийского Евангелия», 1693).

Общероссийским центром развития всех видов пластических искусств в XVII в. становится Оружейная палата Московского Кремля, сыгравшая роль позднесредневековой Академии худо-жеств. Приемы и мотивы декора впечатляют своим изобилием (например, в «Большом наряде» царя Михаила Федоровича, ансамбле предметов для торжественных выходов, 1627-1628). Круг орнаментальных, в значительной мере растительно-цветочных, «райских» мотивов расширяется почти безбрежно, охватывая чуть ли не весь известный мир (вплоть до Китая с его фарфором). Наряду с типичными для средневековья кабошонами в ювелирном деле появляются и граненые драгоценные камни. География ремесел значительно обогащается: некоторые местные промыслы (такие, как холмогорская резьба по кости, сольвычегодские росписи по белой эмали – т.н. «усоль-ская финифть», просечное железо Великого Устюга или Сергиево-Посадские деревянные игрушки и евлогии, т.е. паломнические сувениры) завоевывают широкую популярность, расходясь по всей стране. В гравюре к концу века складывается (по примеру западных «летучих листов») феномен печатного лубка; сначала достаточно элитарно-городской, позднее он становится одной из ранних форм массовой культуры, религиозной или светской, порой остросатирической, даже публицис-тичной по своему содержанию.

Древнерусское искусство естественно развивалось и менялось в течение более восьмисот лет своего существования, но его формы и традиции не умерли и не исчезли бесследно с приходом нового времени, им предстояла еще долгая жизнь, хотя и в модифицированном виде, в искус-стве последующих столетий.



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы