Искусство периода московского «собирания земель»

С возвышением Великого княжества Московского и созданием под его эгидой единого госу-дарства, включившего в XV в. в свой состав бывшие территории современной Европейской России, к Москве перешла и ведущая роль в искусстве. Истоки этого возвышения выглядели в архитектурном отношении достаточно скромно: церковные здания (Успенский собор на Городке в г. Звенигороде, 1399, и др.) следовали в основном домонгольскому владимирскому зодчеству, но к сравнительно простым, 4-столпным и 3-апсидным композициям последнего добавились пояса килевидных кокошников, прикрывающих основание барабана (внешне приподнятое из-за введе-ния внутриступенчатых подпружных арок), что (вкупе с килевидными очертаниями закомар) придавало храмам нарядный ярусный силуэт. Объемы теперь словно вырастали друг из друга – динамично, как в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря (1420-1427), или более плавно, как в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря (1422-1423).

Деятельность Сергия Радонежского, направленная на духовное просвещение Руси и преодоле-ние пагубной «розни мира сего», наложила отпечаток на важнейшие свершения времени. Именно в этом русле в конце XIV – начале XV вв. развивается фресковая и иконная живопись Андрея Рублева, полная умиротворенной, светлой гармонии. Его персонажи (за исключением патетичес-ких фигур во фресках владимирского Успенского собора, посвященных Страшному суду, 1408) всегда пребывают в состоянии умиленного покоя и молитвенного созерцания (таковы, в частнос-ти, ангелы знаменитой иконы «Троица», ок. 1410 или 1425-1428), их окружает атмосфера тихой благости. Высочайшее совершенство рублевского искусства закономерно воспринимается как идеал русской иконы как таковой.

С именами Андрея Рублева и его старшего современника Феофана Грека связано сложение высокого многоярусного иконостаса (самый ранний из дошедших до нас иконостасов подобного типа создан в 1420-х гг. Андреем Рублевыми и другими мастерами для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря). Иконы отныне составляют, по сути, пятую стену храма, подчеркивающую их важнейшую церковно-литургическую роль. Рублевскому искусству близки по духу и стилю и лучшие памятники книжной живописи того времени (в первую очередь, Евангелие Хитрово, в конце XIV – начала XV вв.).

К концу XIV – началу XV вв. относятся древнейшие из известных нам памятников русской фигурной деревянной скульптуры, в своей стилистике пока строго следующей иконному или деко-ративно-прикладному искусству (крупные «иконы на рези», т.е. рельефные изображения святых Николая Чудотворца, Николы Можайского и св. Георгия; изысканные миниатюрные кресты и образки мастера Амвросия). Среди живописных произведений рубежа XV-XVI вв. особенно выде-ляются иконы и фрески Дионисия; для них характерны более удлиненные (нежели у Андрея Рублева) пропорции фигур, ритмически-грациозная декоративность колорита и композиции, а наряду с этим (что типично для данной эпохи в целом) стремление к усложнению и обогащению смысловых связей между зрительными образами и богослужебными текстами. Самым крупным и значительным свидетельством этих тенденций явились исполненные Дионисием с сыновьями фрески Ферапонтова монастыря (1502-1503).

Крепости в XV в. получают планировку, близкую к регулярной; в связи с использованием артиллерии их стены утолщаются, а башни (прежде в основном надвратные) играют все более зна-чительную композиционно-стратегическую роль, численно умножаясь, пропорционально вырас-тая и выдвигаясь вперед (одной из первых русских фортификаций нового типа явился Ивангород, основанный в 1492 г. московским великим князем Иваном III Васильевичем для защиты западных рубежей государства). Именно крепостное строительство служит теперь главным стимулом для приглашения иностранных зодчих.

В связи с расширением и перестройкой Кремля в последней четверти XV в. в Москву при-езжают итальянские мастера, которые привнесли целый ряд западных инженерных, конструктив-ных и декоративных приемов, таких как навесные бойницы, зубцы в виде ласточкина хвоста, при-мененные в стенах Кремля, или граненый руст Грановитой палаты, возведенной в 1487-1491 гг. Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Итальянцы вводят и элементы ордерной архитекту-ры, которые впервые на Руси были систематически применены в кремлевском Архангельском соборе, построенном в 1505-1508 гг. архитектором Алевизом Фрязиным (Новым). Как правило, приезжим зодчим удавалось достичь органического единства иноземных и местных архитектур-ных элементов, лучшим примером чему служит возведенный Аристотелем Фьораванти кремлев-ский Успенский собор (1475-1479), воспроизводящий основные черты, прежде всего, пятиглавие, древнего прототипа – Успенского собора во Владимире, но со значительным изменением общей архитектоники. Это и тонко рассчитанные пропорции интерьера делают последний необычайно просторным и уже не столь массивным, как во владимирском образце.

Навыки итальянского Возрождения активно воплощались и в орнаменте, который (благодаря «фряжским травам», как называли эти декоративные вкрапления) обрел отныне в значительной мере смешанный, как бы средневеково-ренессансный вид. Древнерусский орнамент, оставаясь внеканонической, по-своему импровизационной формой творчества, активно «подпитывался» как с запада, так и с юга, и востока (причем восточные, приходящие с Кавказа или Волжско-Камской Булгарии мотивы, по сравнению с западными, более сказочно-фантастичны, растительные узоры в них более ритмически-условны и как бы «иероглифичны», не столь натуральны, как западные «травы»). Богатые оклады богослужебных книг и наиболее почитаемых икон окончательно зак-репляются в качестве важнейшей области прикладного мастерства, использующего полихромные эмали, скань и серебряное литье. Искусство в целом выражает суверенную мощь государства (окончательно преодолевшего в XV в. вассальную зависимость от Золотой Орды), органично, без эклектики, сочетая в образах «свое» с «чужим».



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы