Искусство Древней Руси. Древнейший период

Истоки развития искусства на территории России восходят к палеолиту, когда возникли посе-ления с жилищами земляночного или полуземляночного типа (Костенки, Гагарино – в Европей-ской части; Мальта и Буреть – в Иркутской области), а их обитатели стали создавать из камня и кости натуралистические фигурки женщин, различные изображения животных и птиц (статуэтки, резьба по рогу и кости, наскальные росписи в Каповой пещере на Урале), орнаментированные костяные браслеты (Мезинская стоянка), бусы (Сунгирьская стоянка). Эпоха неолита представле-на обширным кругом памятников, обнаруживающих многочисленные местные отличия. Распрос-траняются наземные постройки, возникают свайные поселения, появляется орнаментированная керамика. Меткостью наблюдений отмечены фигурки лосей и медведей, созданные охотниками Прионежья и Сибири, а резные деревянные ковши и ложки из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила замечательны гармоничностью сочетания их формы с изображением зверя или птицы. Выдающиеся памятники неолитического искусства — наскальные изображения в Карелии, включающие отдельные фигуры людей и животных и целые композиции (сцены охоты, магичес-ких ритуалов, солярные знаки).

В эпоху энеолита и бронзы распространились жилые постройки с бревенчатым срубом и курганные захоронения, а в Прикубанье также сложенные из монолитов дольмены. Обогащается орнаментация керамики (солярные символы, изображения людей и животных), развивается монументальная скульптура из камня (стелы с изображением человеческих лиц, зверей, фантасти-ческих существ в Минусинской котловине). Появились орнаментированные и украшенные изобра-жениями литые изделия из бронзы (оружие, орудия, статуэтки и т.п.). Золотые фигуры быков и серебряный сосуд с гравированным изображением пейзажа и животных из Майкопского кургана (конец III тыс. до н.э.) свидетельствуют об установившихся в это время связях с цивилизациями Древнего Востока.

Искусство эпохи перехода от бронзового века к железному представлено изделиями художес-твенного ремесла кобанской культуры (Северный Кавказ): изящно изогнутыми топорами с грави-ровкой, литыми изображениями оленей, людей, зооморфными пряжками.

С VIII–VII вв. до н.э. по первые вв. н.э., в период распада первобытнообщинного строя и сложения объединений племен, в бассейнах Оки, Камы, Белой и др. распространился тип поселе-ния, окруженного валом и частоколом, возникли крупные погребальные курганы, особенно в районах, заселенных скифами. Получил распространение экспрессивно-стилизованный звериный стиль (скифские золотые изделия из курганов Прикубанья: бляхи в виде рельефных фигурок оленя и пантеры; изображения из золота, дерева, кожи, войлока, найденные в Пазырыкских курганах на Алтае; реалистически точные фигурки и стилизованные изображения животных из Западной Сибири и Прикамья). Со временем в ряде областей появляется интерес к изображению человека
(в скифском искусстве – фигуры богов-героев на ритоне из кургана Карагодеуашх, бытовые сцены на серебряном сосуде из Воронежских «Частых Курганов», портретные погребальные маски таштыкской культуры из Минусинской котловины; надгробные плиты с изображениями умерших вождей из могильников ананьинской культуры в Прикамье). Наиболее сильно он проявился в тех областях, которые испытали культурное воздействие античных городов Северного Причер-номорья.

Процесс перехода от культуры древности к средневековью, охватывающий I тыс. н.э., характеризуется выдвижением новых племенных объединений и возникновением государствен-ных образований, что послужило основой для дальнейшего развития художественного творчества. Среди них следует, прежде всего, назвать племенной союз аланов, характерные памятники кото-рого – поселения с каменными укреплениями в Придонье (VIII-XIX вв.), украшения (I-IX вв.)
в «полихромном стиле», унаследованном от сарматов, изделия из металла с тисненым узором (X-XII вв.). Прекрасные произведения оставил также Кыргызский каганат (в Хакасии; VI-XIII вв.), для искусства которого характерны золотые сосуды с тонким орнаментом, рельефные бронзовые накладки на седло (сцена охоты с полными динамики фигурами всадника, стреляющего из лука, и зверей) из Копенского чаатаса. Важное значение имела художественная культуры Волжско-Камской Булгарии (X-XV вв.), в столице которой – Болгаре были сооружены мечети, мавзолеи и другие здания; а также Хазарский каганат (VII-X вв.), где в г. Саркеле (близ современного г. Цимлянска) строили византийские мастера.

Искусство племен лесной полосы Европейской части РСФСР в I-м тыс. н.э. представлено в основном украшениями – застежками с цветной эмалью у предков современных народов Прибал-тики, фибулами в виде коньков и птиц с привесками на цепочках у угро-финских племен. К X в. лесную полосу заселяют славянские племена, оставившие полусферические курганы, городища и селища. Культовым памятником славян Х в. является святилище Перынь у Новгорода, имевшее в плане вид восьмилепестковой розетки с деревянной статуей бога Перуна (не сохранилась) в центре. В IX-X вв. формируется древнерусская городская культура.



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы