Древнерусское искусство XVI века

Монументальное обновление Московского Кремля установило новые масштабы всего древне-русского творчества. Целый ряд регулярных по планировке городских кремлей (как теперь назы-вают прежние детинцы) строится в 1-й половине XVI в. в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Серпухове, Зарайске и других городах, прикрывавших подступы к столице. Завершается этот ряд Казанским кремлем (с середины XVI в.) и крепостью в Смоленске, законченной уже в начале следующего столетия. Эти крепости не только держат оборону, но и составляют в совокупности многочастную стратегическую модель государства, объединенного под властью московских вели-ких князей. В церковном зодчестве также всемерно усиливаются стратегические и репрезентатив-ные функции: крупный монастырь XVI в. – это уже не только тихая обитель, а, подобно Троице-Сергиеву (XIV-XVII вв.) или Иосифо-Волоколамскому (XV-XVII вв.) монастырям, обширная цитадель с массивными стенами и башнями, а также главными храмами, возведенными обычно по образцу московского Успенского собора.

Крупнейшими «святыми цитаделями» русского Севера стали Кирилло-Белозерский (XV – начала XVII вв.) и Соловецкий (XV-XVII вв.) монастыри; уникальные по суровой мощи стены последнего сложены из огромных необработанных валунов.

Архитектурные объемы и силуэты живописно обогащаются: возникают башнеобразные храмы шатрового типа; ранний и известнейший их образец - церковь Вознесения в Коломенском (1532). Выразительнее подчеркивается историко-мемориальный смысл церковных зданий, порой поражающих своим торжественно-мажорным обликом. Таков, прежде всего, построенный в память о взятии Казани Покровский собор «что на Рву», или храм Василия Блаженного, в Москве (1555-1561), основные объемы (а не только лишь отдельные декоративные детали) которого составляют сложную орнаментальную композицию, растительно-пышное видение, запечатленное в камне. Строятся бесстолпные храмы с крещатым сводом (церковь Трифона в Напрудном в Москве, середина XVI в., и др.), структура которых позволяет свободнее варьировать внешнее и внутреннее убранство. Шлемовидные купола вытесняются луковичными, гораздо более эффект-ными и динамичными по силуэту, как бы пламенеющими по форме, которые иногда (еще доста-точно редко) покрывают позолотой. Отсюда берет начало столь характерная для русских храмов златоглавость. Церковный интерьер по-прежнему остается средоточием зрительного великолепия, однако значительно возрастает и пластическое красноречие внешнего облика построек, в т.ч. и красноречие масштабно-градообразующее, связанное с идеей Москвы как «Третьего Рима».

Уже не тихой «рублевской» созерцательностью, а сложно детализированным, хотя и по-прежнему гармоничным символико-аллегорическим строем часто отличаются и памятники цер-ковной живописи (например, икона «Апокалипсис» из Московского Кремля, конца XV в., включа-ющая сотни фигур). Обретая подчеркнуто-проповедническое звучание, живопись отныне рассмат-ривается как дело общегосударственного значения: поддерживая ее строгий, чуждый всяких «ересей» византинизм, Церковный собор 1551 г. («Стоглав») предписывает, чтобы художники точно следовали «добрым образцам», не допуская никакого «самомышления».

Вместе с тем, благодаря стремлению максимально систематизировать церковную иконогра-фию, усиливаются и воздействия западного религиозного искусства с его детально разработанной богословской символикой. Конкретно-историческое содержание постоянно дает о себе знать: так, наряду с идеальными образами святых и царей в религиозной живописи теперь можно встретить и первые портреты (например, изображение Василия III в надгробной иконе с соименным ему святым Василием Парийским, середина XVI в.). Массу исторических сцен содержит книжная миниатюра, особенно в огромном по объему «Лицевом летописном своде» (1568-1576). Возникно-вение на Руси в середине XVI в. книгопечатания дает первые импульсы развитию местной гравю-ры, которая уже с первых своих шагов ориентируется не на иконные, а на западные ренессансные образцы.

К этой эпохе относится и целый ряд шедевров декоративного творчества, в т.ч. обильно украшенный узорной сюжетно-фигурной резьбой по дереву: трон (царское место) Ивана IV Грозного (1551), а также расшитые речным жемчугом плащаницы и другие изделия из мастер-ской Старицких и иных боярских семей (причем именно в этих грациозно-аскетичных, изысканно-строгих по стилю памятниках лицевого шитья средневековые, не склонные к резким новшествам навыки удерживаются, быть может, лучше всего). Декор в целом прихотливо усложняется, к техникам чеканки и скани добавляются финифть и чернь, орнаменты обретают миниатюрную мелкофигурную картинность, нередко воспроизводя образцы из живописи. Интенсивно развива-ется художественное литье, в т.ч. колокололитейное искусство.

В живописи Вологды и Великого Устюга (а также Вологодского края, Онежья и Двинской земли в целом) формируется особый раздел церковной изобразительной культуры; сначала это «северные письма» (как их назвали значительно позднее, уже в XIX в.) следуют новгородской традиции, а затем складываются в самоценную художественную сферу, отмеченную духом благо-родной архаики.

В середине XVI в. в состав Русского государства вошли земли Казанского ханства. Оно было создано в 1-й половине XV в. на землях Волжско-Камской Булгарии, входившей с середины XIII в.
в состав Золотой Орды. Этот регион являлся самым северным очагом исламской строительной и декоративной культуры. От булгарской монументальной архитектуры остались немногочисленные каменные сооружения XIV в. В XVI в. исламское зодчество продолжало существовать, но уж не в столь пышном, а более скромном провинциальном варианте (в частности, в архитектуре Касимов-ского царства, где правили татарские князья, перешедшие на русскую службу). Многочисленные отзвуки местных доисламских, а также средневековых мусульманских традиций сохранились в декоративном творчестве татар и других приволжских народов.



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X — середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»
Древнерусское искусство XVI века
Древнерусское зодчество на пороге Нового времени
Живопись и прикладные искусства XVII века
Русское искусство Петровской эпохи
Искусство середины – второй половины XVIII века
Искусство русского классицизма
Классицизм в русской провинции
Русское искусство первой трети XIХ века
Русский романтизм
Русское искусство второй половины XIХ века
Русское искусство конца XIX – начала XX веков
Советское искусство с 1917 по 1941 годы
Советское искусство периода Великой Отечественной войны
Советское искусство второй половины 1940–1960-х годов
Отечественное искусство 1960–1980-х годов
Все страницы