История отечественного искусства.


п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Абстрактное искусство

абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике

2

Агитпоезд

подвижное культурно-просветительское учреждение для про-ведения агитации

3

Ампир

(от франц. empire — империя) стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трех первых десятилетий
XIX в., завершающий эволюцию классицизма

4

Андеграунд

дословно – подземный, определение неофициальных направ-лений духовной, в том числе и художественной культуры

5

Антикизирующий

ориентированный на античное, то есть древнегреческое и древнеримское наследие

6

Анфилада

(франц. enfilade) ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создается сквозная перспектива всех интерьеров

7

Апология

(греч. apologia) защита, заступничество, восхваление; слово «апология» часто употребляется в смысле: предвзятая защита, чрезмерное восхваление

8

Апсида

(от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод) выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекры-тый полукуполом или сомкнутым полусводом

9

Ахрр

ассоциация художников революционной России (с 1928 г. — Ассоциация художников революции, АХР), массовое худо-жественное объединение, сыгравшее важную роль в консоли-дации советских художников и распространении искусства в массах. Основана в 1922 г.

10

Бидермейер

(нем. biedermeier, biedermaier) стилевое направление, разви-вавшееся главным образом в немецком и австрийском искус-стве около 1815-1848 гг. Название получило позднее по вы-мышленной фамилии простосердечного немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта «Biedermaiers Liederlust» (изд. в 1850)

11

Вассальный

от вассалитет - (франц. vassalit?, от vassal, позднелат. vassallus, от vassus - слуга) система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров) в Средние века

12

Двусветный

зал, имеющий освещение в два ряда окон по вертикали в силу высоты, охватывающей два этажа

13

Евлогия

памятный предмет культового назначения, свидетельствую-щий о посещении почитаемого религиозного памятника

14

Закомара

полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя лопатками), воспроизводящее очертания расположенного за ним свода

15

Изразцы

кафли (от нем. kachel) — керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. Изразцы с обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке

16

Иконография

(от греч. eik?n — изображение, образ и ...графия) в изобрази-тельном искусстве — строго установленная система изображе-ния каких-либо персонажей или сюжетных сцен

17

Иконопись

писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению

18

Иконостас

(от икона и греч. st?sis — место стояния) перегородка с икона-ми в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней

19

Кабошон

криволинейная огранка камня. Огранка кабошоном использу-ется для обработки непрозрачных или полупрозрачных мине-ралов, а иногда и прозрачных, имеющих природные пороки, - бирюзы, лазурита, опала, лунного камня, сапфира, изумруда и др.

20

Канон

(от греч. kanon — норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер. В изобразительном искусстве – сово-купность твердо установленных правил, определяющих в ху-дожественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изобра-жения


21

Капище

(от старославянского «капь» — изображение, идол) культовое сооружение у восточных и прибалтийских славян дохристиан-ского периода

22

Карикатура

(итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенден-циозного преувеличения и подчеркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц

23

Клейма

сопутствующие минатюрные изображения святых и заказчи-ков по краям православной иконы

24

Клетская

прил. от «клеть», «сруб» – простейшая деревянная конструк-ция, образованная положенными друг на друга венцами из бревен. Широко применяется в деревянной архитектуре (избы, хозяйственные постройки, церкви клетского типа). Клетью называют также неотапливаемую часть избы

25

Колт

древнерусское женское украшение XI-XI вв., полая металли-ческая подвеска, которая прикреплялась к головному убору

26

Контррельеф

пространственные конструкции, кубистическая скульптура с характерной игрой пространственности и плоскостности

27

Крестово-купольный храм

тип христианского храма, сложившийся в развитом средне-вековом зодчестве Византии. В классическом варианте крес-тово-купольный храм – четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается бара-бан, перекрытый куполом; переходом от арок к барабану слу-жат паруса. Между опорами по осям храма крестообразно рас-ходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующи-еся в результате угловые помещения также покрываются не-большими куполами или сводами

28

Ламаистский

от «ламаизм» – одного из течений в буддизме; распространено в автономных районах Тибета и Внутренней Монголии (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии

29

Лубок

народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназна-ченное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубо-ватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развернутому повество-ванию (серии лубка, лубочные книжки-картинки), нередко — взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи

30

Малые Голландцы

мастера голландской живописи, преимущественно жанристы, работавшие в XVII веке в манере, оппозиционной официально признанным большим стилям – барокко и классицизму, полу-чили такое прозвище за камерность своего творчества

31

Меандр

распространенный тип геометрического орнамента; имеет вид линии, ломаной под прямым углом

32

Модерн

(франц. moderne — новейший, современный) одно из назва-ний стилевого направления в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX вв. В Бельгии, Велико-британии и США оно известно как «новое искусство» (Art Nouveau), в Германии — «югендстиль» (Jugendstil), в Авст-рии — «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии — «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании — «модернизм» (moder-nismo). Модерн возник в условиях кризиса буржуазной куль-туры как один из видов неоромантического протеста против антиэстетичности буржуазного образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма

33

Неф

(франц. nef, от лат. navis — корабль) корабль, в архитектуре, вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов

34

Парсуна

(искажение слова «персона», от лат. persona — личность, лицо) произведение русской портретной живописи XVII в. Первые парсуны ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не отличаются от произведений иконописи
(парсуна царя Федора Ивановича, 1-я половина XVII в., Исто-рический музей, Москва)

35

Плащаница

расшитое ритуальное покрывало с изображением Иисуса Христа во гробе или святого

36

Плинфа

(от греч. pl?nthos — кирпич) широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве Х-начала XIII вв.

37

Подклет

нижний, нежилой этаж каменного или деревянного жилого дома в народной архитектуре. Подклет служит кладовой, реже предназначается для зимовки скота

38

Позитивизм

(франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) фило-софское направление, исходящее из тезиса о том, что все под-линное, «положительное» (позитивное) знание может быть по-лучено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реаль-ности, не имеет права на существование

39

Посад

1) предградье, предместье, торгово-ремесленная, первоначаль-но не укрепленная часть русских городов эпохи феодализма. Образовался в результате развития общественного разделения труда, приводившего к отделению ремесла от сельского хозяй-ства и концентрации торговцев и ремесленников в городах;
2) торгово-промышленный центр в XVII—XVIII вв., который с момента возникновения не имел крепости, но причислялся к городам, а его население входило в состав посадских людей. В связи с реформами русские города в XVIII в. (прежде всего последней четверти) указанные значения термина постепенно отмирают, а название «посад» сохранилось за некоторыми поселками городского типа конца XVIII — начала ХХ вв.

40

Постимпрессионизм

(от лат. post — после и импрессионизм) условное собиратель-ное обозначение основных направлений французской живопи-си конца XIX — первых лет XX вв.

41

Притвор

пристройка с западной (часто также с северной или южной) стороны храма. Притворы были особенно распространены в смоленско-полоцком, псковском зодчестве, а также в деревян-ной архитектуре Севера. Один храм нередко имел несколько притворов

42

Пряслице

(древнерус. пряслень) грузик, насаживаемый на веретено для придания ему устойчивости и равномерности вращения. Пряс-лицы известны с эпохи позднего неолита. Первоначально де-лались из глины, позже и из камня

43

Рака

(от лат. arca — ящик, ковчег, гроб) большой ларец в форме саркофага, сундука, иногда архитектурного сооружения, не-редко украшенный различными изображениями, драгоценны-ми камнями и др. и предназначенный для хранения мощей святых

44

Регулярный

имеющий геометрически правильный план (обычно осевую схему)

45

Реликт

(от лат. relictum — остаток) здесь: сохранившееся с древних времен явление, предмет, понятие

46

Реминисценция

(от позднелат. reminiscentia — воспоминание) в художествен-ном произведении (преимущественно поэтическом) отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным заимство-ванием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего)

47

Репрезентативный

парадный, представительный, официальный

48

Ретроспекция

(от лат. retro — назад и specio — смотрю) обращение к прош-лому, обзор прошедших событий

49

Россика

явление художественной жизни России XVIII века, выражав-шееся в работе иностранных мастеров на территории России по правительственному приглашению, а также осуществляю-щих обучение русских художников

50

Руст

грубо обтесанный камень, а также отдела, имитирующая тако-вой

51

Сакральность

священность, сторона явлений и предметов, связанная с рели-гиозно-мифологическим мышлением

52

Сентиментализм

(франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствитель-ный, от франц. sentiment — чувство) течение в литературе и искусстве 2-й половины XVIII в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма

53

Симбиоз

(от греч. symb?osis — сожительство) в узком смысле (Ш.Д. Мош-ковский, 1946; В.А. Догель, 1947) под симбиозом понимают такое сожительство особей двух видов, при котором оба парт-нера вступают в непосредственное взаимодействие с внешней средой; регуляция отношений с последней осуществляется совместно усилиями, совместной деятельностью обоих орга-низмов. В широком смысле симбиоз охватывает все формы тесного сосуществования явлений, процессов и т.д.

54

Символизм

(франц. symbolisme, от греч. s?mbolon – знак, символ) ев-ропейское литературно-художественное направление конца XIX — начала XX вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры

55

Скань

(от древнерус. скать — сучить, свивать) вид ювелирной техни-ки, то же, что филигрань – (итал. filigrana, от лат. filum – нитка и granum – зерно) вид ювелирной техники. В филиграни из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки (гладкой или свитой из нескольких нитей и затем обычно сплющенной) выполняются узоры – ажурные (отдельные элементы соединя-ются пайкой) или напаянные на металлический фон. Фили-грань часто сочетается с зернью или эмалью

56

Солярные символы

относящиеся к почитанию солнца как божественного начала и связанные с его условным изображением

57

Старообрядчество

религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII в. в связи с укреплением официальной государ-ственной православной церкви и унификацией церковных об-рядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение пос-ледователей старообрядчества от официальной церкви проис-ходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой ве-ры, «древлего благочестия»

58

Супрематизм

(от лат. supremus — наивысший) направление в авангардист-ском искусстве, основан в 1-й половине 1910-х гг. в России К.С. Малевичем

59

Сюрреализм

(франц. surr?alisme, буквально — сверхреализм) авангардист-ское направление в художественной культуре ХХ в.; перво-начально возникло во Франции

60

Титул

(от лат. titulus — надпись; почетное звание) в полиграфии то же, что титульный лист; начальная страница (страницы) кни-ги, на которой помещаются основные выходные сведения (название книги, фамилии и инициалы лиц, участвовавших в создании издания, марка и наименование издательства, место и год издания и др.)

61

Трансцендентный

философский термин, означающий то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию

62

Утопический

прил. от утопия (от греч. u – нет и topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от ей – благо и topos – место, т.е. благословенная страна), изображение идеального общест-венного строя, лишенное научного обоснования. Термин «уто-пия» ведет происхождение от названия книги Т. Мора (1516). Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения раз-личных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в широком смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований

63

Фабула

(от лат. fabula – предание, басня, сказка, рассказ) повествова-ние о событиях, изображенных в эпических, лиро-эпических, а иногда и драматических произведениях, в его отличии от самих событий – от сюжета произведений

64

Фибула

(лат. fibula – шпилька, застежка) металлическая застежка для одежды, одновременно служившая украшением. Фибулы раз-нообразных форм были распространены с бронзового века до Раннего средневековья. Составные части фибулы – игла, дуж-ка, или корпус, желобок (иглодержатель), пружина, соединяю-щая иглу с дужкой

65

Финифть

название эмали, употреблявшееся в Древней Руси – (франц. email, от франкск., smeltan — плавить) стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколь-кими тонкими слоями (эмалирование) на металл

66

Форзац

(нем. vorsatz) двойные листы плотной бумаги, расположен-ные в книге между блоком и переплетной крышкой. Соединя-ет блок с крышкой и защищает крайние страницы книги от загрязнений; одновременно является элементом оформления книги

67

Фронтиспис

(франц. frontispice, от лат. frons, родительный падеж frontis — лоб, передняя сторона и specie, spicio — смотрю) иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа

68

Фряжский

от искаженного «флорентийский», то есть центрально-италь-янский

69

Футуризм

(от лат. futurum — будущее) авангардистские художествен-ные движения 10-х — начала 20-х гг. ХХ вв. в Италии и Рос-сии. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориен-тации, они сближались некоторыми эстетическими деклараци-ями и отчасти кругом мотивов; рядом черт обнаруживали общность с авангардистскими течениями в Германии, Фран-ции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии. В России тер-мин «футуризм» вскоре стал также обозначением всего фрон-та «левого» искусства, синонимом авангардизма вообще

70

Хоры

в архитектуре, верхняя (на уровне второго этажа) галерея в христианском церковном здании или парадном зале. Располо-жены обычно с западной стороны или опоясывают неф с южной, западной и северной сторон

71

Шпалеры

(нем. spalier, от итал. spalliera) стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т.н. репсового уточного переп-летения. Рисунок создается цветными нитями утка (шерсть, шелк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лен) и обра-зующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру

72

Эклектика

эклектизм, эклектицизм (от греч. ekiektik?s — способный выбирать, выбирающий) – соединение разнородных взглядов, идей и теорий, здесь – стилей

73

Экспрессионизм

(от лат. expressio — выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по
1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти ХХ в. (включая Первую мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражени-ем протеста против искажений современной буржуазной циви-лизации