Современные социологические проблемы физической культуры и спорта


п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Анализ документов

проработка официальных и неофициальных источников, содержащих информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех ли иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе

2

Воспитание

специфически организованная деятельность педагогов (тренеров, инструкторов, менеджеров) и воспитуемых (спортсменов) для достижения намеченных целей, формирования и развития личности, включение ее в повседневную жизнь

3

Выборочная совокупность (выборка)

определенное число элементов генеральной совокупности, отоб-ранное по строго заданному правилу и подлежащее непосред-ственному изучению

4

Генеральная совокупность

множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-производственными границами

5

Гипотеза

научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо или подтвердить, или опровергнуть

6

Директивная функция общественного мнения

проявление общественностью решения по тем или иным вопросам социальной жизни

7

Задачи исследования

звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению

8

Здоровый образ жизни

способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как непременное условие и предпосылка осуществления и развития других сторон общест-венной жизни и обеспечивающий сохранение плодотворной творческой и физической активности и высокой продолжи-тельности жизни

9

Здоровье

процесс сохранения и развития психических и физиологических функций, оптимальной работоспособности и социальной актив-ности при максимальной продолжительности жизни

10

Интервью

целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом

11

Исследование аналитическое

самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты

12

Исследование описательное

предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, чаще используется для получения как можно более полной, всесторонней информации о состоянии дел в анализируемом подразделении (спортивном обществе, команде, коллективе физической культуры)

13

Контент-анализ

метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке, литературоведении и др.

14

Культура

совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность

15

Консультативная функция общественного мнения

советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем

16

Качество жизни

степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера, не поддающихся прямому количественному измерению

17

Массовый спорт

спорт, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеют место, но в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физической рекреации и двигательной реабилитации

18

Метод социологического исследования

способ построения и обоснования системы знания

19

Методология социологического исследования

составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований

20

Наблюдение

метод сбора первичной социологической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место

21

Образ жизни

целостность форм деятельности, посредством которых выражают свои сущностные силы личность, социальные группы, общество в целом

22

Объяснительные гипотезы

предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте

23

Общественное мнение

совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни

24

Обучение

специфический способ овладения знаниями, умениями, навыками, получения образования, направленный прежде всего на всестороннее развитие личности

25

Общественное сознание

совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие

26

Объект исследования

любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию

27

Описательные гипотезы

предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего к эмпирически фактам

28

Профессиональный спорт

физкультурно-спортивная деятельность, имеющая цель, помимо достижения высоких результатов, извлечение прибыли

29

Предмет исследования

те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу (команде), наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению

30

Прогностические гипотезы

гипотезы, отражающие множество явлений, выявляющие некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем

31

Репрезентативность

свойство выборочной совокупности воспроизводить характе-ристики генеральной совокупности

32

Спортивное зрелище

эффективное социально-педагогическое средство воспитания как участников (спортсменов), так и больших групп и масс населения, даже непосредственно не вовлеченных в активные занятия физическими упражнениями

33

Социальная ответственность

рациональное совмещение образовательной, трудовой и спор-тивной деятельности, а также ответственность перед обществом за предоставленную возможность достижения высоких спортив-ных результатов

34

Стиль жизни

способ жизнедеятельности отдельного индивида, обозначающий характерные специфические способы самовыражения представи-телей различных социокультурных групп, проявляющихся в их повседневной жизни, деятельности, поведении и отношениях

35

Свободное время

время, предоставляемое человеку для восстановления своих духовных и физических сил после выполнения трудовых обязанностей

36

Социальная проблема

«социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индиви-дами, группами и т.д.) как значимое для их несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточ-ности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятель-ности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей

37

Уклад жизни

конкретно-исторические, социально-экономические и политиче-ские аспекты образа жизни

38

Уровень жизни

количественная оценка степени удовлетворения потребностей и запросов членов общества в рассматриваемый период времени

39

Цель исследования

конечный результат, который социолог намерен получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим

40

Экспрессивная функция общественного мнения

выражение определенной позиции общественности по отно-шению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных государственных институтов и структур

41

Эксперимент

общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания