.

Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий

Цель труда - это результат, который требует или ожидает от человека общество. Конкретными «носителями» или «проводниками» требований общества являются одобренные его ответственными органами документы (законы, приказы, инструкции) и соответствующие должностные лица (руководители, преподаватели, мастера и т.д.).

Поскольку труд - это процесс, то цель его нам удобнее характеризовать не в ответ на вопрос «что это?», а на вопрос «что сделать?». Например, цель труда токаря - придать заготовке определенные формы (тел вращения) посредством резания; цель труда повара – приготовить еду. Рассмотрим и сравним такие профессии, как контролер-приемщик станочных и слесарных работ, токарь, машинист подъемного крана, закройщик. Все они связаны с техническими объектами труда и относятся к одному типу («человек – техника»), но существенно различаются по целям труда.

Цели труда контролера познавательные (гностические) – распознать признаки качества изделия, сличить свойства изделия с образцом (мысленным или наглядным), с требованиями норм, разобраться, оценить. В связи с этим от работника (наряду со знанием и опытом) требуются устойчивость внимания, наблюдательность, интерес к свойствам продукции, активность познава-тельных побуждений, бдительность и дотошность, выносливость к однообразным нагрузкам на соответствующие органы чувств, самостоятельность в принятии решений.

Цель труда токаря – обработать, преобразовать реальный объект посредством некоторых операций. Все изменения объекта производятся на основе распознавания его признаков, учета их. Но все же главная цель труда не познавательная, а практически преобразовательная. В связи с этим от человека требуются наряду с вниманием и наблюдательностью способность и умение ясно представлять себе ход предстоящих действий, преобразований объекта (умение планировать работу), способность и умение многократно совершать точные (по времени и расстоянию), строго дозированные и координированные движения, предвидеть возможные последствия каждого действия; склонность и интерес именно не к пассивному созерцанию, а к изменению, улучшению объектов.

Цель труда машиниста крана (как и любого подъемного или транспортного средства) - переместить объекты. Это тоже разновидность преобразования среды, но дополнительная особенность состоит здесь в том, что возникает много нестандартных ситуаций, в которых надо ориентироваться по определенным правилам, быстро принимать и точно исполнять свои решения или указания, сигналы других ответственных лиц (стропальщика, монтажника).

Цель труда закройщика (например, закройщика верха обуви в кожевенно-обувном производ-стве) - найти наиболее рациональный (экономный) вариант расположения резаков на заготовке. Сама по себе исполнительская работа несложна – главное, быстро оценить качество, особенности заготовки и решить поисковую задачу о наилучшем расположении резаков. Закройщику нужны способность и умение мысленно комбинировать, перебирать в уме разные варианты ситуаций, оперативно принимать самостоятельные решения и исполнять их.

В зависимости от особенностей главных целей труда профессии и специальности можно разделить на классы. Возможны профессии, занимающие промежуточное положение в разделах данной классификации.

Классы профессий:

1. Особенности главных, ведущих целей в гностическом классе профессий:

- распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить.

Примеры гностических специальностей типа «человек – природа»: контролеры лесного хозяйства, приемщики продукции растениеводства и животноводства.

Примеры гностических специальностей типа «человек - техника»: контролеры – приемщики готовой продукции в промышленности.

Примеры гностических специальностей типа «человек - человек»: инспекторы, следователи.

Примеры гностических специальностей типа «человек – знаковая система»: корректоры.

Примеры гностических специальностей типа «человек – художественный образ»: контро-леры приемщики малярных и обойных работ.

2. Особенности главных, ведущих целей в преобразующем классе профессий:

- преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, воздействие, переместить, обслужить.

Примеры преобразующих специальностей типа «человек – природа»: животноводы, агрономы, егеря.

Примеры преобразующих специальностей типа «человек - техника»: слесари, станочники, монтажники конструкций, водители, машинисты кранов.

Примеры преобразующих специальностей типа «человек - человек»: управление: (преподаватели, мастера производственного обучения, руководители бригад); обслуживание: (официанты, продавцы, медсестра).

Примеры преобразующих специальностей типа «человек – знаковая система»: бухгалтера, экономисты.

Примеры преобразующих специальностей типа «человек – художественный образ»: маляры, граверы, скульпторы, ювелиры, художники-оформители.

3. Особенности главных, ведущих целей в изыскательном классе профессий:

- изобрести, придумать, найти новый результат, образец, вариант.

Примеры изыскательных специальностей типа «человек – природа»: селекционеры в области растениеводства и животноводства.

Примеры изыскательных специальностей типа «человек - техника»: закройщики, разметчики, конструкторы.

Примеры изыскательных специальностей типа «человек - человек»: научные сотрудники, ученые.

Примеры изыскательных специальностей типа «человек – знаковая система»: программисты для вычислительных машин, научные работники (теоретики).

Примеры изыскательных специальностей типа «человек – художественный образ»: модельеры, декораторы, композиторы, писатели, художники–конструкторы.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы