Цель психологии воспитания

Цель психологии воспитания – изучить, понять психологическую сущность процесса вос-питания, вооружить практиков научно обоснованными знаниями о психологической природе воспитательного воздействия. В число этих знаний входят знания особенностей взаимодействия воспитателя и воспитуемого, диалектических взаимосвязей их ролей субъекта и объекта воспитания; знания взаимодействия воспитательных мер с психологическими особенностями человека, влияние этого взаимодействия на развитие личности. Вместе с другими науками психология воспитания исследует психолого-педагогические и социально-психологические причины возникновения тех или иных недостатков личности, приводящих к отклонениям в поведении, психологические условия и факторы их предупреждения и коррекции, закономерности процесса перевоспитания, ведет поиск и разработку психологических критериев эффективности методов и форм воспитательного воздействия.

Воспитание – сложный, многогранный, диалектически противоречивый целенаправленный процесс формирования человека. Сложны структура и содержание личности, разнообразны и неоднозначны условия и факторы ее формирования, сложен и вместе с тем раним организм подрастающего человека. В диалектической связи находятся процессы формирования и развития личности и физического развития человека. К сожалению, это не всегда принимается во внимание педагогами. Между тем установлены связи между телосложением человека, его темпераментом, а потому, в известной мере, его характером и расположенностью к некоторым заболеваниям, в том числе и алкоголизму. Сказываются на характере и поведении молодого человека его рост, вес, внешность. И это должно обязательно учитываться при выборе средств педагогического воздействия и оценке его эффективности.

Нередки противоречия в самом процессе воспитания, что обусловлено, например, различием между миропониманием, ценностными ориентациями взрослого и подростка. Вследствие этого порой возникают конфликты между старшими и младшими. Противоречивы присущее подрастающему человеку стремление к самостоятельности – и неизбежная необходимость педагогически регулировать процесс его становления, направлять его в русло общепринятых требований. Противоречивы методы убеждения и принуждения, гуманного подхода к воспитаннику и необходимость в некоторых случаях его наказания и т.д. И эти противоречия требуют глубоко продуманной целенаправленности воспитания.

Воспитание – процесс, происходящий не только в педагогически организованной среде, но и в среде специально не организованной. Воспитывает человека буквально все, что его окружает. Но целенаправленное воспитание предусматривает, во-первых, создание специальных условий и методов воздействия на человека и, во-вторых, использование в воспитательных целях неорганизованной среды и противодействие ее возможному отрицательному влиянию.

В воспитании всегда взаимодействуют воспитатель и воспитанник, коллектив и отдельные его члены. Воспитанник – не пассивный объект педагогического воздействия. Меняясь под влиянием этого воздействия, он, сознательно или неосознанно, сам начинает влиять на педагогов и коллектив, заставляя их вносить коррективы в содержание и средства воспитания. Подрастая и осознавая себя как личность, воспитанник начинает менять и самого себя. У него формируется своя точка зрения на людей, на многие явления окружающей его действительности. Он пытается ориентироваться в сложных вопросах внешней и внутренней политики государства. Происходит известная переоценка ценностей. То, что он принимал на веру, будучи ребенком, теперь нередко подвергается критическому анализу.

Психология воспитания изучает изменения, которые происходят в личности подрастающего человека, закономерности и особенности формирования его характера, привычек, потребностей, мотивов и способов поведения, новых чувств и отношений, закономерности формирования его мировоззрения – совокупности общих научных сведений о мире, осознанных общечеловеческих и классовых интересов и идеалов, правовых и нравственных норм, социальных приоритетов и гуманистических ценностей – всего того, что определяет выбор линии поведения человека в жизни, его отношение к обществу и к самому себе. В центре внимания психологии воспитания находится личность, ее связи с окружающей и формирующей ее средой.

Под целью воспитания выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко понимал программу человеческой личности, программу человеческого характера, который понимал весьма широко: характер внешних проявлений личности и ее убежденности, ее политические взгляды, знания. К сожалению, психолого-педагогическую программу формирования личности наука еще не создала, разработаны лишь определенные подходы к этому.

Нелишне напомнить и еще об одном требовании А.С. Макаренко, которое он рассматривал в качестве важного принципа воспитания: единство уважения к учащемуся и высокой требовательности к нему. Требовательность, хотя и не всегда целеустремленную и последовательную, мы в большинстве случаев к учащимся предъявляем. Что же касается уважения личности учащегося – это еще не стало незыблемым принципом деятельности всех, без исключения, педагогов. Еще нередки случаи недоверия к подросткам, к их силам, их возможностям. Это выражается у иных воспитателей в авторитарном стиле руководства, в нажиме на учащихся, в подмене самоуправления игрой в него, а то и просто в педагогической бестактности, доходящей в отдельных случаях до унижения учащихся, оскорбления их.

Уважать учащегося – значит верить в него, проявлять по отношению к нему максимум такта, видеть в нем человека, личность.

Воспитание личности невозможно без ее знания и понимания. В то же время большинство людей привыкли смотреть на воспитание как на весьма простой процесс: были бы жизненный опыт да здравый смысл, и можно воспитывать. Ссылаются на то, что, в прежние времена необразованные крестьяне прекрасно воспитывали своих детей. Верно, жизненный опыт и здравый смысл играют неоценимую роль в воспитании. Верно и то, что подрастающего человека воспитывает буквально все и вся, а не только родители и дипломированные педагоги. Но в человеческом обществе произошли и происходят огромные изменения. Много сложнее стала жизнь, а потому – и воспитание. Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных психологических особенностей.

Понятия личность и человек иногда используются как синонимы. Понятия эти едины, но не тождественны. Личность вне человека и человек вне личности – абсурд. Вместе с тем человек – понятие более широкое и емкое, это единство организма и психики, биологического и социального, а личность – социальное качество человека, психическое отражение отношений, в которых он воспитывался.

Общество может влиять на формирование личности непосредственно и опосредованно. Непосредственное влияние оказывают средства массовой информации, произведения искусства, литературы, кино, театр, примеры массового героизма и трудовой самоотверженности людей и многое другое. Осознание и усвоение этого является непосредственным отражением наших общественных отношений.

Опосредованное влияние общества на человека происходит через окружающую его социальную микросреду – семью, образовательное учреждение, друзей и других людей, чье мнение для него значимо.

Но есть и другие объективные и субъективные факторы, которые могут как способствовать правильному осознанию человеком общественных отношений, требований общества и государства по формированию навыков и привычек нравственного поведения, так и противодействовать этому, а то и просто отрицательно влиять на личность. Это окружающие человека люди, его личные связи, так называемые референтные группы, в которые входит человек, и которые оказывают на него большое влияние. Человек как личность не формируется вне референтных групп.

Особенности человека, его характер, социальная направленность определяются воспитанием и особенностями среды, в которой он живет и действует. В педагогической теории и практике это означает, что личности вне людей, вне коллектива нет и быть не может. Первый коллектив, в котором начинается формирование личности, – это семья ребенка. Сначала она одна играет решающую роль в его воспитании. Потом человек начинает сотрудничать с детским учреждением – детским садом, школой, внешкольным учреждением. Если семья и учебное заведение действуют рука об руку, если семья благополучна, если учебное заведение – это, как принято говорить, коллектив единомышленников, положительный эффект воспитания будет налицо.

В результате индивидуального психического развития личности формируется ее определенная структура, которая рассматривается в трех планах: эволюции человека, изменения его психофизиологических функций в ходе возрастного развития от рождения до глубокой старости; истории развития человека, его становления как субъекта труда, познания и общения; истории личности, жизненного пути человека. Как индивид, человек характеризуется определенными психофизиологическими функциями и органическими потребностями. В основе структуры личности – ее общественные функции или, как нередко говорят, социальные роли, а также цели поведения и деятельности и ее ценностные ориентации. Наконец, как субъект практической деятельности, человек характеризуется личными, обусловленными выполняемой деятельностью свойствами и теми техническими средствами труда, которые способствуют наиболее эффективному использованию этих свойств.

Важнейшим стимулом действий и поведения человека являются его потребности – духовные и материальные. Духовные потребности зависят в первую очередь от воспитания, но в их проявлении и формировании некоторую роль могут играть наследственный фактор, заложенные в человеке от рождения задатки. Этим, например, определяется стремление одаренных подростков к музыке, рисованию, техническому творчеству и т.д. Потребности материальные в основном зависят от воспитания.

К материальным потребностям относятся и физиологические – в еде, сне, одежде и др.
В зависимости от воспитания они проявляются, реализуются и влияют на поведение человека по-разному. Каждый, например, испытывает потребность в комфорте. Но один все силы тратит на то, чтобы приобрести для своей квартиры роскошную обстановку, лишь бы следовать моде, другой покупает только то, что действительно необходимо и красиво. Половые потребности - потребности естественные, присущие каждому от рождения, у большинства людей они находят свою реализацию в условиях крепкой семьи, в заботе о детях. Часть людей удовлетворяет лишь свою физиологическую потребность, не задумываясь о последствиях своих действий, не испытывая ни малейшего духовного влечения к половому партнеру. Вот почему сегодня так остро ставится вопрос о нравственных основах воспитания, в том числе и полового, о подготовке молодежи к браку и семейной жизни.

Основное условие и главная сфера формирования и проявления личности – деятельность. Единство слова и дела, организация педагогически целесообразной среды, образа жизни учащегося и его социально значимой деятельности в единстве с его обучением и просвещением – это должно быть прежде всего в поле зрения и объектом заботы педагогов и воспитателей.

В связи с этим – о роли слова в воспитании. Педагоги порой злоупотребляют словом, а иной раз и недооценивают его или используют неверно. Слово дает теоретические знания, играет большую роль в формировании целей и мотивов деятельности, но жизненный смысл оно приобретает лишь в единстве с делом.

Существует ряд условий, при которых слово может быть наиболее эффективным. Первое: авторитетность человека, слово которого должно воздействовать на подростков. Для них должностные авторитеты если и существуют, то лишь на первом этапе сотрудничества. Второе: эмоциональная окраска слова. Особенно большое значение это имеет в преподавании общественных дисциплин. Монотонное, тусклое изложение даже очень существенного и интересного для учащихся материала резко снижает его педагогическую ценность. Третье – это единство слова и дела. Это единство обеспечивается по-разному, но наиболее распространенными являются три его варианта. Слово может предшествовать делу и делом подкрепляться. Слово может следовать за делом, анализируя, оценивая его. Слово может подкрепляться жизненным опытом учащихся, равно как жизненным и производственным опытом людей вообще.

Детям с возрастом становятся свойственны известная категоричность и торопливость суждений. И вместе с тем – стремление к познанию и самопознанию, проникновению в суть явлений, осмысливанию их причинной взаимосвязи и взаимозависимости. Это не противоположные качества, не недостаток и достоинство. Это две стороны одного и того же явления, проявление диалектического противоречия в умственной деятельности учащихся этого возраста, противоречия развития. Стремление к самостоятельному познанию действительности и самого себя сочетается с недостатками знаний и жизненного опыта. Отсюда и категоричность, и торопливость суждений. Просто принимать это как естественное проявление возраста нельзя, потому что категоричность и торопливость могут, со временем, перерасти в верхоглядство, самоуверенность и привести при стечении неблагоприятных обстоятельств к ошибочным поступкам или даже неправильному поведению в целом. Педагог должен преодолевать этот недостаток в процессе систематического обучения учащихся, не только реализуя соответствующее содержание учебных программ, сообщая ребятам какие-то знания, но и обучая их мыслить, рассуждать, самостоятельно овладевать знаниями.

Необходимо обратить внимание на взаимосвязь психологии воспитания и методики воспитательного воздействия. Между ними существует теснейшая связь, но отождествлять их, что встречается на практике, не следует. Иногда педагоги говорят: «Мы использовали все средства воздействия на ученика. Но ничто не помогло» – и ищут причины неудач где-то на стороне и в методах воспитательного воздействия. Но метод сам по себе ничего не значит, если его не соотнести с целью воздействия и особенностями личности учащегося, а также со сложившейся психолого-педагогической ситуацией. Как известно, метод индивидуальной беседы, например, считается весьма полезным и чаще, чем другие, используется в педагогической практике. Но этим же методом часто злоупотребляют в работе с педагогически запущенными учащимися, несовершеннолетними правонарушителями: говорят, уговаривают, убеждают... И никакого результата. Не метод виноват в подобных случаях. Просто он не столь эффективен по отношению к таким подросткам. Убеждения, разъяснения, конечно, не теряют значения в работе с ними. Но не меньше нужны здесь и меры наказания, принуждения, а мы их используем весьма нерешительно.

Без знания общей психологии, психологии воспитания и индивидуальных качеств воспитанника педагог работает вслепую, интуитивно, полагаясь лишь на свой опыт, да на методические традиции, которые далеко не всегда бесспорны. Этим, в частности, обусловлено «формотворчество», погоня за новыми, необычными формами работы без их должного психологического и педагогического обоснования. И о труде организаторов и руководителей воспитательного процесса нередко судят по внешней эффективности придуманных ими мероприятий, а не по их конечному педагогическому результату. Затрачивается масса времени, сил, но коэффициент полезного воспитательного воздействия оказывается непропорционально малым, а то и просто равным нулю. Знание психологии воспитания в значительной степени исключает такую вероятность. С этой целью и написано настоящее учебное пособие. Конечно, оно далеко не исчерпывает всех вопросов и проблем психологии воспитания. Мы пытались дать педагогу-практику некоторые психологические ориентиры, помочь ему в понимании своих учащихся, особенностей формирования их личности и поведения.



Оглавление
Теоретические основы психологии воспитания школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет психологии воспитания
Процесс воспитания как психологическая проблема
Цель психологии воспитания
Закономерности и принципы воспитания
Методы психологии воспитания
Воспитание ребенка на различных этапах развития общества
Основные концепции и модели воспитания в семье
Типология современных семей
Нарушения семейного воспитания
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
Стиль семейного воспитания ребенка-дошкольника
Стили семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста
Стиль семейного воспитания подростка
Семья как воспитатель личности
Семья как персональная микросреда развития ребенка
Влияние семьи на развитие ребенка
Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей
Семейная жизнь и воспитательные функции родителей
Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности
Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи
Основные психологически ориентированные модели школьного обучения
Образовательная среда школы
Роль психологической службы образования в гуманизации педагогического процесса и формировании психологической культуры школы
Этапы взаимодействия учителя и школьного психолога
Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности
Общее понятие социального стереотипа
Культура как фактор формирования социальных стереотипов
Этнос и формирование социальных стереотипов
Социальное пространство личности как фактор формирования стереотипов
Фактор места как условие развития личности и формирования стереотипов
Приложение 1 ОПРОСНИК «ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»
Обработка результатов
Все страницы