Приложение 1

ОПРОСНИК «ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»

С помощью этого теста попытаемся разобраться, какой стиль отношений преобладает в вашей семье. Выберите тот вариант реакции, который вы предпочли бы в подобном случае.

1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребенок пристает к вам с каверзным вопросом. Вы:

а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;

б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно;

в) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений.

2. Ребенок стащил какую-то вашу вещь и отказывается в этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: вы сами положили вещь в непривычное место. Вы:

а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета;

б) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего;

в) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.

3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с вами за праздничным столом. Ваша реакция:

а) это абсолютно исключено: маленькие дети должны ночью спать;

б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил;

в) вы постараетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.

4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался. Вы:

а) в сердцах дадите ему подзатыльника. И нечего плакать - сам виноват;

б) в следующий раз обойдетесь без его помощи; пускай каждый занимается своим делом;

в) обрабатываете ранку, успокаиваете ребенка и вместе убираете осколки, хотя вазу, конечно, жалко и вы даете понять помощнику, что следует быть аккуратнее.

5. Ребенок произнес ругательное слово. Выяснилось, что он услышал его во дворе. Ваша реакция:

а) сквернословие надо пресекать в зародыше. Наказание тут необходимо, а от общения с грубиянами ребенка впредь надо оградить;

б) подумаешь: все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;

в) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните, что услышанное вам неприятно. Никто в вашей семье так не говорит, ведь правда?

6. В детских играх ваш ребенок часто проигрывает сверстникам. Вы решаете:

а) необходимы интенсивные развивающие занятия. Иначе ребенок рискует отстать от товарищей и ни в чем не преуспеть;

б) все равно он - самый хороший! А других еще обгонит, всему свое время;

в) у вашего ребенка есть свои преимущества. Надо постараться их развить.

7. Соседи пожаловались, что шумные игры вашего ребенка доставляют им беспокойство. Вы:

а) чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться. Виновник будет наказан;

б) разве можно ожидать от малыша полной тишины? Эти соседи слишком требовательны;

в) обещаете соседям соблюдать тишину. А в разгар очередной бурной игры останавливаете ребенка, напомнив, что не всем нравится его активность.

8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкраном. Ваша реакция:

а) ознакомившись с телепрограммой, вы сами выбираете передачи, которые позволено будет смотреть;

б) когда малыш сидит перед экраном, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства. Конечно, если вы заметите, что показывают что-то неподходящее – выключите телевизор;

в) бывают хорошие познавательные и развлекательные передачи. Надо только соблюдать меру. Если малыш склонен ее превышать, надо увлечь его другим, не менее интересным занятием.

9. Сын ваших знакомых по неосторожности попал под машину. Ваша реакция:

а) очень поучительный пример! За детьми надо следить, сами вы ни на секунду не ослабите внимания и не допустите несчастия;

б) мальчишку, конечно, жалко. Но, слава богу, это не ваш ребенок;

в) вы не упустите случая лишний раз объяснить ребенку, как надо вести себя на улице.

10. Малыш заявляет, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду. Вы:

а) стараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно и лучше выбрать другую профессию;

б) никак не реагируете: ведь эти детские желания так переменчивы;

в) затеваете игру в детский сад, причем малыш может взять на себя роль воспитателя, вы же согласны и на роль ребенка.

11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребенка. Вы:

а) тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти;

б) зато вы своему купили модную обновку;

в) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов: на положительных примерах полезно поучиться.

12. Телесные наказания недопустимы. Вы считаете:

а) шлепок или подзатыльник - это не телесные наказания; иногда такая мера даже полезна;

б) если сильно рассердитесь, то можете дать волю рукам; но чаще ограничиваетесь иными методами;

в) ударить слабого - это унижение для сильного. Вы никогда не станете так унижаться.



Оглавление
Теоретические основы психологии воспитания школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет психологии воспитания
Процесс воспитания как психологическая проблема
Цель психологии воспитания
Закономерности и принципы воспитания
Методы психологии воспитания
Воспитание ребенка на различных этапах развития общества
Основные концепции и модели воспитания в семье
Типология современных семей
Нарушения семейного воспитания
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
Стиль семейного воспитания ребенка-дошкольника
Стили семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста
Стиль семейного воспитания подростка
Семья как воспитатель личности
Семья как персональная микросреда развития ребенка
Влияние семьи на развитие ребенка
Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей
Семейная жизнь и воспитательные функции родителей
Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности
Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи
Основные психологически ориентированные модели школьного обучения
Образовательная среда школы
Роль психологической службы образования в гуманизации педагогического процесса и формировании психологической культуры школы
Этапы взаимодействия учителя и школьного психолога
Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности
Общее понятие социального стереотипа
Культура как фактор формирования социальных стереотипов
Этнос и формирование социальных стереотипов
Социальное пространство личности как фактор формирования стереотипов
Фактор места как условие развития личности и формирования стереотипов
Приложение 1 ОПРОСНИК «ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»
Обработка результатов
Все страницы