.
Коррекция в воспитательном процессе. - Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в воспитательном процессе

Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в воспитательном процессе

Деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение, чувство достижения намеченной цели. Важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростков является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности.

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений и выбрать приемлемую форму поведения.

Воспитательно-коррекционный потенциал внеурочной деятельности зависит от ее характера и содержания, от того места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от тех задач, которые решаются в ходе ее осуществления. Так, например, общественно полезная и трудовая деятельность решает задачи развития познавательного интереса к различным видам труда, вооружения школьников трудовыми умениями и навыками, формирования основ культуры умственного и физического труда, положительного отношения к труду как высшей ценности.

Но если в реализации задач трудового воспитания школьников мы опираемся на общепедагогические закономерности и принципы, учитываем возрастные и индивидуальные особенности школьников, то в коррекционно-педагогической работе помимо учета уровня и степени педагогической запущенности, характера девиаций в поведении подростка мы не должны забывать о доступности и посильности данного вида труда для несовершеннолетних, сочетание его общественной значимости с личными интересами подростка, индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности, соответствии их задачам коррекционно-педагогической направленности воспитательного процесса школы.

Художественно-эстетическая деятельность направлена на развитие способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, на выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, на воспитание у школьников стремления и умений вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, бороться с проявлением уродливого, безобразного, низменного.

Участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к себе, к своему труду, природе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям; формирует основы культуры поведения ребенка.

Используя те или иные приемы, методы педагогического воздействия, необходимо учитывать, что методы исправления личности влияют на сознание, чувства, поведение, на развитие личности в целом. Методы преодоления трудновоспитуемости без взаимодействия друг с другом могут выступать как средство коррекции поведения, комплексное применение делает эти методы средством перестройки личностной системы школьников.

Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции трудно-воспитуемости и педагогической запущенности.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

– методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

– методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентировки самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования отрицательного поведения;

– методы перестройки жизненного опыта:

а) предписания;

б) ограничения;

в) переучивания;

г) переключения;

д) регламентации образа жизни;

– метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

а) поощрения и наказания;

б) соревнования;

в) положительной перспективы.

Метод реконструкции характера подростка включает в себя следующие элементы педагогической деятельности:

– выявление положительных качеств воспитанника, которые надо использовать в процессе перестройки характера, развивая, совершенствуя и углубляя их;

– прогнозирование положительного развития личности воспитанника на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни;

– восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами;

– видоизменение тех отрицательных свойств, которые школьник считает положительными, от которых не хочет отказываться;

– переоценка отрицательных свойств, нетерпимое отношение к ним;

– восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми.

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.

Созидающие приемы:

– содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство);

– способствующие повышению успеваемости школьника (организация успехов в учении; ожидание лучших результатов);

– вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственные упражнения);

– строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника (опосредование, «фланговый» подход; активизация сокровенных чувств воспитанника).

Тормозящие приемы:

– в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; выявление виновного);

– с открытым воздействием (параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие, организация естественных последствий).

Вспомогательные приемы: организация внешней опоры правильного поведения; отказ от фиксирования отдельных поступков.

Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, используя методы и приемы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

В целях увеличения положительного влияния на педагогически запущенного подростка, усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:

– доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

– постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

– поддержки проявлений коллективизма – поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

– недоверия – коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

– отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – коллектив застав-ляет переделать работу, мотивируя решение возможностью более качественного ее выполнения;

– осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

– переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства окружающими;

– включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам.

В совокупности педагог использует различное сочетание различных форм, методов, приемов, средств в процессе коррекции поведения ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Комбинация методов, приемов, средств и форм процесса предупреждения
и преодоления отклоняющегося поведения


п/п

Функция процесса

Метод

Прием

Средство

Форма

1

Диагнос-тическая и восста-новитель-ная

Переубеждение, переучивание, метод “реконст-рукции харак-тера” и др.

Разъяснение, доверие, доказа-тельство, опровержение, обходное движение, акценти-рование, анализ ошибочных суждений, организация успеха в учебе, вовлечение в интерес-

ную деятельность, нравственные упражнения и др.

Все виды деятельности, телевидение, радио, устная пропаганда, печать и др.

Лекции, беседы, семинары, тематичес-кие вечера и чтения; занятия, диспуты, дискуссии и др.

2

Исправи-тельная и

компен-сирую-щая

Метод “взрыва”,

метод разрыва нежелательных контактов и др.

Возбуждение тревоги, акцентирование, анализ ошибочных суждений, приказание, обострение борьбы мнений, внезапное педаго-гическое вмешательство, нака-зание, возбуждение тревожного состояния, перемещение внутри коллектива, перевод в другие коллективы и др.

3

Коррек-тирую-щая и прогно-зирую-щая

Метод критики и самокритики, метод опосредо-ванного педа-гогического воздействия, метод перспек-тивных линий и др.

Опровержение, доказательство, обходное движение, косвенное воздействие, параллельное педагогическое действие, мнимое безразличие, обсуж-дение, возмущение, ирония, анализ ошибочных суждений

и др.

Общественная, культурно-просветитель-ская и спор-тивная деятель-ности; создание личностно значимых перспектив в учебе, устная пропаганда и др.

Собрания, совещания, диспуты, дискуссии; вечера воп-росов и ответов, поручения, задания, бе-седы и др.

4

Стимули-рующая и

побуж-дающая к самоис-правле-нию

Метод сорев-нования, метод самоисправле-ния, поощрения, принуждение и др.

Доверие, доброта, внимание, забота, анализ ошибочных суждений, просьба, активизация духовных чувств, организация успеха в учебе, намек, упрек, суждение, наказание, соперничество, состязательность и др.

Все виды деятельности, возбуждение потребности и интереса в са-моперевоспи-тании, специальная литература, приказы, дирек-тивы, распоря-жения и др.

Соревнова-ние, смот-ры, беседы, шефство, задания, поручения

и др.

Коллективный характер совместной деятельности - сильный фактор в изменении личности и характера поведения подростка, однако немаловажна позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, занятие самосовершенствованием и самовоспитанием.

Без положительного отношения подростка к необходимости самоисправления, без понимания, как это сделать, надеяться на скорейший успех в коррекционно-педагогической работе с девиантными подростками, на эффективность методов и приемов педагогического воздействия не приходится. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, при полном понимании им его необходимости и возможности целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком. Эти приемы следующие:

– мобилизации внутренних сил подростка на выполнение задания – перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость работы лично для него;

– активизации целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять работу, оценивать результативность, анализировать ошибки);

– контрастности – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

– стимулирования личного достоинства подростка, защиты его самолюбия – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка;

– требовательного доверия – подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

– поощрения – похвала-поддержка, похвала-побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Таким образом, сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.



Оглавление
Коррекция в воспитательном процессе.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема
Общепедагогические принципы
Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности
Задачи коррекционной деятельности
Становление и развитие коррекционной деятельности в педагогике
Понятия «норма» и «аномалия» в развитии ребенка
Кризисы развития детей школьного возраста
Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении
Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка.
Психологический климат школы как фактор развития личности ученика
Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков
Причины и условия девиантного поведения подростков
Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в воспитательном процессе
Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними
Все страницы
  Подробности: авария на трассе Кемерово - Новокузнецк - фото