.

Факторы, влияющие на здоровье

Все многочисленные слагаемые жизни человека проявляются в его здоровье. При изучении влияния различных жизненных факторов на формирование здоровья человека, комплексные исследования членов семьи, так называемые комплексные посемейные исследования, набрали наиболее полный и наглядный перечень:

- материальная обеспеченность,

- уровень культуры,

- жилищные условия,

- питание,

- воспитание детей,

- внутрисемейные отношения,

- обеспеченность медицинской помощью.

Результаты этих исследований пришли в противоречие с традиционными представлениями о прямом воздействии материальных условий жизни на здоровье. Было, например, показано, что различия в обеспеченности жильем, в размере жилой площади не всегда оказывали влияние на состояние здоровья. А вот особенности поведения, внутрисемейные отношения, психологический климат, распределение и использование материальных возможностей и другие отдельные стороны жизни самым непосредственным образом влияли на различные показатели здоровья.

Весьма наглядно это проявилось при изучении причин абортов (рис.2). Исследования показали, что решение женщины родить или прибегнуть к прерыванию беременности зависят, в первую очередь, от взаимоотношений между супругами, а затем уже от уровня материального благополучия, жилищных условий и пр. Особенно часто аргументацией для прерывания беременности служило злоупотребление мужа алкоголем.


Состояние здоровья человека во многом формируют семейный климат, внутрисемейные отношения, семейное положение. В исследования Н.И. Макульской (1976) очень четко показано неблагоприятное влияние конфликтных ситуаций в семье, положения женщин в семье и других факторов на исход родов. Было выявлено, что преждевременные роды в четыре раза чаще происходят у женщин, находящихся вне брака (не замужем, разведенные, вдовы).

Состав и состояние семей заметно сказывается на распространенности отдельных заболеваний. Например, среди детей первых трех лет, в неполных семьях (обычно без отца) доля болеющих детей в 1,5 – 2 раза больше, чем в полных. Частота заболеваний пневмонией детей в неполных семьях в четыре раза выше, чем в полных. Напряженные отношения в семье, неблагоприятный психоэмоциональный климат способствуют возникновению и более тяжелому течению ревматизма у детей и подростков, в таких семьях в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза – с гастродуоденитами.

Даже при таких заболеваниях, возникновение которых, казалось бы, связано с конкретными физическими воздействиями, устанавливается влияние, и подчас, существенное, внутрисемейного фактора. Например, в социально-гигиеническом исследовании пояснично-крестцового радикулита наряду со значением анатомических дефектов, перенесенных травм, значительного физического напряжения, охлаждения, других конкретных причин показана большая роль производственных и семейных факторов и прежде всего нездоровых, напряженных семейных отношений.

Режим, распорядок дня членов семьи – один из комплексных показателей, характеризующих образ жизни. Нарушение режима отдыха, сна, питания, занятий в школе и других его проявлений статистически бесспорно, достоверно способствует возникновению и отрицательно воздействует на течение различных заболеваний, неблагоприятно сказывается на уровнях заболеваемости, способствует развитию дефектов и отставанию физического и интеллектуального развития, отрицательно влияет на другие показатели здоровья. Можно привести десятки примеров этому. Нарушение режима сна, питания, прогулок и других видов физической активности уже в первые годы жизни детей резко сказывается на их здоровье. Каждый третий ребенок, не соблюдающий режим дня, имел неудовлетворительные показатели физического развития.

При распределении обследуемых школьников на пять групп в зависимости от состояния здоровья доказано, что именно режим учебы, отдыха, характер общественной работы, семейная обстановка и другие факторы образа жизни определяют состояние здоровья и позволяют отнести школьников к той или иной группе, требующей различных мер медицинского воздействия. В частности, в пятой группе, куда были отнесены больные хроническими заболеваниями, с признаками профессиональной непригодности и даже инвалидности, 85% составляли школьники с низкой социальной активностью, т.е. систематическим нарушением режима учебы, отдыха, поведения, неблагополучием в семьях (низкий культурный уровень родителей, напряженная внутрисемейная обстановка). Распространенность отдельных заболеваний также находится в большой зависимости от социальной активности, прежде всего режима учебы, быта, общественной работы, отношений дома, в школе и др. По исследованиям Е.Н. Савельевой (1980), каждый второй ребенок, заболевший ревматизмом, обладал низкой социальной активностью.

В исследованиях Соколова (1979) установлено, что в семьях, в которых соблюдался режим дня, состояние здоровья у 59% обследуемых было признано хорошим, у 35% – удовлетворительным и у 6% – неудовлетворительным. В тех семьях, в которых рациональный режим не соблюдался, эти показатели были значительно хуже: соответственно 45, 47 и 8%.

Эти примеры посемейных исследований показывают воздействие разных сторон образа жизни на здоровье. Сотни других научно-медицинских работ также подтверждают первостепенную значимость семейных факторов.

Ведущее значение поведенческих факторов образа жизни показано и в исследованиях, например, при заболеваемости детей, с которыми имеют дело участковые педиатры – нездоровый образ жизни – решающий фактор при алкоголизме, пьянстве не только взрослых, но детей и подростков (докторская диссертация Е.С. Соколовой, 1996).

Многолетнее исследование А.И. Кича (докторская диссертация, 1996) показало ведущее значение образа жизни и его факторов на состояние здоровья семьи: “как ближайшая к человеку микросреда, семья с различными сторонами своей жизнедеятельности, статусом – демографическим, социально-экономическим, морально-психологическим оказывает непосредственное и опосредованное влияние на здоровье своих членов”. Обобщив результаты более чем 8 тыс. посемейных исследований Н.М. Ромашевская пришла к заключению, что главными факторами, обусловливающими показатели здоровья членов семей, являются характер труда, питания, отдыха, психологические.

Эти исследования показали, как важно знание этих влияний на формирование и развитие тех или иных заболеваний. Нельзя заболевание рассматривать только с медико-биологических позиций, без учета его психосоциальных причин.

Вот некоторые примеры из комплексных социально-гигиенических исследований. В исследованиях О.А. Вебера (1980) об особенностях распространения рака желудка в условиях Западной Сибири показано, что на возникновение и развитие этого заболевания воздействуют неблагоприятные факторы образа жизни: нарушение режима питания (нерегулярный прием пищи, систематическое питание всухомятку, плотная еда на ночь, переедание, употребление пережаренной пищи, специй, очень горячей пищи и пр.) в сочетании со злоупотреблением алкоголем и курением, контакта с профессиональными вредностями, тяжелым физическим трудом. Автор делает вывод, о формировании к 40-летнему возрасту устойчивого образа жизни (социального портрета) в виде комплекса характерных экзогенных и эндогенных факторов, способствующих возникновению рака желудка.

В другом исследовании (Н.Г. Кривобокова,1975) было показано, что на заболевание раком легкого воздействуют место жительство (географические условия), миграция населения, злоупотребление алкоголем и особенно курением. На заболевание раком кожи влияют те же факторы, кроме того, такие неблагоприятные “гигиенические привычки”, как мытье лица горячей водой и злоупотребление загоранием на солнце.

Для нашего общества особенно актуальна проблема алкоголизма.

По общему мнению специалистов, в наших условиях к злоупотреблению спиртными напитками приводят сохраняющиеся алкогольные традиции, благодушное, подчас даже поощрительное отношение к пьянству, дефекты воспитания в семье, школе, трудовом коллективе, недостатки в санитарно-просветительной работе, семейные конфликты, неурядицы и другие субъективные факторы, характеризирующие отдельные неблагоприятные стороны образа жизни. Как правило, толчком к возникновению привычек к пьянству, курению является пример окружающих. Эти привычки, переходящие у людей, злоупотребляющих курением и алкоголем, в болезнь, вырабатываются на “благодатной” почве низкой культуры, неумения и незнания как с пользой для здоровья и духовного развития заполнить досуг. Такие факторы создают предпосылки для стойкой установки личности на злоупотребление алкоголем. Эти факторы усугубились сегодня, когда одним из главных обстоятельств стало наводнение рынка относительно дешевыми (в том числе суррогатными) напитками, бесконтрольностью их продажи, мощная реклама пива, в условиях резко ухудшившихся образа жизни, социально-экономического, психологического кризиса, падения нравственности.

Не продолжая перечня примеров непосредственного влияния образа жизни на здоровье, отметим удивительную стойкость стереотипа поведения. Последнее обстоятельство особенно следует учитывать в деятельности по оздоровлению условий труда и быта. Сошлемся лишь на один пример из социально-гигиенических исследований бюджета времени пенсионеров. Его автор Г.И. Москалец (1980) изучил 37 факторов образа жизни лиц, вышедших на пенсию по возрасту и проживающих в крупном городе. Среди этих факторов – характер использования свободного времени, наличие вредных привычек, степень обращаемости за медицинской помощью, полнота выполнения врачебных назначений, самолечение. Установлено, что после выхода на пенсию у большинства обследованных лиц сохранился прежний стереотип поведения (жизненный стереотип). Несмотря на прибавку свободного времени и благотворные условия для организации отдыха, активной деятельности и культурного досуга, лишь 1/5 пенсионеров рационально используют свободное время для сохранения своего здоровья. Остальные, как и до выхода на пенсию, нерационально, негигиенично, расточительно тратят время. Большинство пенсионеров относятся к “группам риска”, что обусловлено не только наличием у них хронических заболеваний, но и таких факторов, как неразумное отношение к своему здоровью, вредные привычки, низкий уровень санитарной грамотности, самолечение, пренебрежение врачебными назначениями и советами, перегруженность домашним хозяйством, уходом за внуками, неразвитостью духовных интересов и потребностей.

Вывод: указанные примеры подтверждают положения о решающей роли образа жизни в формировании здоровья и нездоровья, данные статистики о том, что образ жизни в 50 – 55% обусловливает состояние здоровья.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ
Определение понятий “здоровье” и “болезнь”
Оценка состояния индивидуального и общественного здоровья
Физиологические критерии здоровья
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ
Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезней
Понятие, основные положения и категории евгеники
Медицинская генетика
Методы изучения наследственности человека
Медико-генетическое консультирование
ФАКТОРЫ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
Социальные стрессы
Экстремальные ситуации
Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация
Понятие здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни
Медицинская активность
Режим труда и отдыха
Социологические аспекты взаимосвязи “физическая культура – здоровый образ жизни”
Влияние творчества и феномена гениальности на образ жизни, физическое и психическое здоровье
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ОСНОВА ДОЛГОЛЕТИЯ
Медико-социальные проблемы старения
Стратегия жизни долгожителей
Психофизиологические аспекты
Долголетие и психическое здоровье
Долголетие и качество жизни
Все страницы