Основы научного исследования в физической культуре и спорте



п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Базовые модели образовательного
процесса

глубинные, родовые, сущностные особенности основных типов педагогически организованного взаимодействия между образовывающим преподавателем (тренером) и образо-вывающимся учеником (спортсменом)

2

Биохимические
изменения

показатели совершенствования биохимических процессов, которые позволяют быстро мобилизовать биохимическую энергию человека в процессе физических нагрузок и превра-щать ее в механическую энергию мышечной деятельности

3

Гносеология

(от греч. gnosis – познание и logos – учение) – учение о познании

4

Динамические модели

модели, которые описывают процессы изменения и развития систем

5

Задачи исследования

познавательные и практические потребности, ради которых и проводится исследование

6

Закономерности физической культуры

объективно существующие связи, отношения между теми или иными процессами и явлениями, относящимися к этой области знания

7

Информационные
функции спорта

реализация, накопление, распределение и передача от поко-ления к поколению сведений о человеке, его возможностях, средствах и путях их совершенствования

8

Истина

верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого является практика

9

Метамодели физической культуры и спорта

модели, которые могут являться крупными подсистемами структуры областей знания

10

Методическая основа иссле-дования в области физи-ческой культуры и спорта

изучение состояния проблемы, определение задач, поста-новка целей исследования

11

Методология

(от греч. methodos – путь исследования и logos – понятие, учение) – это система принципов, форм и способов органи-зации и построения теоретической и практической деятель-ности научного познания, а также учение об этой системе

12

Моделирование

метод (или процесс) изучения свойств объектов оригиналов посредством исследования соответствующих свойств их моделей

13

Моделирование
в теории спорта

определение средств замещения объективных характеристик спорта, наличие процедуры измерения (в эксперименте или наблюдении)

14

Научное исследование

процесс познания определенной предметной области, объекта или явления с определенной целью

15

Неорганическое
тело человека

все то многообразие искусственно созданного человеком пред-метного мира (второй природы), которое функционально служит своеобразным продолжением и дополнением человечес-кого тела: орудия и средства, применяемые в производственной деятельности (станки, машины, компьютерные системы и др.)

16

Нормативные функции спорта

выработка и закрепление определенных норм, имеющих регламентирующее и оценочное значение, норм физической, технической, тактической подготовленности

17

Общая методология

путь исследования, обеспечивающий наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компо-нентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука

18

Основа процесса моделирования в области физической культуры
и спорта

использование статических и динамических информацион-ных моделей в процессе исследования

19

Основа общей методологии

философские положения, являющиеся базой научного зна-ния рассматриваемой науки, в их качестве выступает диалек-тико-материалистический подход к пониманию окружаю-щего мира

20

Основа развития специальной методологии

реализация принципов той науки, которая является пред-метом или объектом изучения

21

Основа теории систем
как теории спорта

предположение, что система существует, как целое, которое может быть расчленено на отдельные компоненты; важней-шей характеристикой системы является ее структура

22

Основа частной методологии

научные положения, отражающие особенности отдельной ветви научного знания той или иной науки и сущность тех процессов и явлений, которые обусловливают ее специфику

23

Основные принципы специальной методологии физической культуры

научность, наглядность, доступность, единство теории и практики обучения, воспитывающий характер обучения, гу-манизация и гуманитаризация учебного процесса

24

Познанный закон

основа построения тенденций развития тех или иных явлений путем строгих логических рассуждений и расчетов, определения их взаимосвязи, и на этой основе нахождения путей решения как теоретических, так и практических задач

25

Правовые функции спорта

регламентирование спортивной деятельности законами и другими международными и отечественными норматив-ными актами

26

Предмет теории спорта

соревновательная деятельность, процесс ее подготовки и обеспечения

27

Синергетика
(в современных условиях)

попытка создания универсального метаязыка системного подхода к изучению основных процессов, происходящих в обществе

28

Система спортивной подготовки

комплекс взаимосвязанных компонентов, направленных на эффективное проявление физических качеств спортсменов в ответственных соревнованиях

29

Специальная методология (методология конкретной науки)

путь исследования, позволяющий формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования феноменов, которые исследуются

30

Статические модели

модели, которые описывают состояние системы в опреде-ленный момент времени

31

Структура системы

совокупность ее элементов и их связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целого

32

Суть деятельностного подхода в обучении

ориентирование деятельности преподавателя (тренера) и студента не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на формирование творческого подхода к выполнению учебного задания (упражнения)

33

Физические качества

врожденные (унаследованные генетически) морфофунк-циональные качества, благодаря которым возможна физи-ческая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности

34

Функции физической культуры как учебного предмета

обучение, воспитание и развитие, обеспечивающие биоло-гический потенциал обучающихся; их реализация является важнейшим фактором социокультурного становления личности

35

Функциональные изменения

показатели совершенствования деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также морфологические изменения, проявляю-щиеся в укреплении и совершенствовании структуры костно-мышечного аппарата, в положительных гистологи-ческих (тканевых) и цитологических (клеточных) усовер-шенствованиях

36

Функция воспитания

функция физической культуры, которая выражается в приобретении навыков общественного поведения, повыше-нии коммуникативных способностей обучающихся, социа-лизации их личностных качеств

37

Функция обучения

функция физической культуры, которая выражается в овла-дении обучающимися в процессе обучения знаниями, уме-ниями и навыками в области физической культуры и спорта

38

Функция развития

функция физической культуры, которая выражается в при-ращении к достигнутому результату как в развитии зна-ниевых качеств, находящих выражение в реализации обучающей функции, так и качеств личностных, реализую-щихся в функции воспитания

39

Целостность системы физи-ческой культуры и спорта

единство составляющих ее элементов, которыми являются управление, планирование, прогнозирование и организация физкультурно-спортивной деятельности

40

Частная методология

путь исследования, представляющий собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конк-ретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа

41

Эмпирическое знание

система понятий, полученных, опытным путем, имеющих большое значение в развитии теории спорта

42

Эстетические функции спорта

удовлетворение потребности личности в физическом совер-шенстве, общем гармоничном развитии