Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Вещественно- математические модели

модели, имеющие отличительную от прототипа физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие математическое описание, одинаковое с оригиналом

2

Гетерохронность (разновременность)

установление этапов развития организма в процессе биологического созревания

3

Двигательное умение

такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов

4

Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности

изучение сформированности направленности личности на выполнение требований, предъявляемых к физической подготовке тем или иным видом спорта, а также тех физических возможностей, которые обеспечивают реализацию такой направленности

5

Игровой метод

применяется при проведении тренировок со специально создаваемыми игровыми условиями, выполнении любых упражнений, приемов и действий

6

Интервальный метод

повторение работы достаточно высокой мощности при определенных, регламентированных интервалах отдыха, не обеспечивающих полного восстановления работоспособ-ности перед выполнением очередной серии упражнений, которые проделываются на фоне утомления

7

Контроль

операция, при помощи которой определяется соотношение между содержанием тренировки и ее следствием

8

Контрольный раздел учебных программ

часть учебной программы, определяющая дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности

9

Критерии спортивных результатов

уровень и степень развития различных физических свойств и качеств обучающегося, во многом определяющие его будущие спортивные достижения

10

Логико-математические модели

модели, сконструированные из знаков. В них важны логические и математические свойства, а физическая, химическая или биологическая характеристики прототипа и модели не играют никакой роли

11

Метод

(греч. methods – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности

12

Метод проектов

способ достижения дидактической цели учебного занятия через детальную разработку поставленной учителем (тренером) задачи, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом

13

Методический прием

способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Каждый метод используется с помощью разнообразных методических приемов

14

Моделирование

метод (или процесс) изучения свойств объектов оригиналов посредством исследования соответствующих свойств их моделей

15

Непрерывный (равномерный) метод

непрерывное и продолжительное выполнение работы умеренной интенсивности для развития общей выносливости

16

Образовательная модель

логически последовательная система характеристик образовательного процесса, соответствующих цели образования

17

Педагогическая закономерность

реализуется в самой методике обучения. Она позволяет построить процесс обучения в соответствии с этапами

18

Педагогический контроль

процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса

19

Переменный метод

выполнение непрерывной работы в различном ритме и с изменяющейся интенсивностью, скоростью, темпом и мощностью

20

Повторный метод

многократное выполнение упражнений со строго дозированными нагрузками и отдыхом, обеспечивающим полное восстановление организма после занятий

21

Практический раздел учебных программ

это часть учебной программы, содействующая приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физиче­ской культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей личности

22

Психологическая закономерность

предполагает формирование двигательных действий на основе общей теории деятельности. С ее позиций решающая роль в процессе обучения новым движениям отводится формированию ориентировочной основы действия

23

Содержание физкультурного образования

отражение объективных закономерностей экономической, общекультурной, социальной жизни общества

24

Соревновательный метод

предполагает выполнение упражнений и действий в условиях, копирующих соревнования, содержащих элементы максимальных напряжений, что позволяет адаптироваться организму к тем нагрузкам, которые имеют место во время выступлений или превышают их

25

Теоретический раздел учебных программ

это часть учебной программы, формирующая мировоззренческую систему знаний и отношение к физической культуре

26

Фазность

установление этапов развития организма в зависимости от эффекта педагогического воздействия, от состояния физической работоспособности организма

27

Физические способности

относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия

28

Формирование физических качеств

направленное развитие ведущих способностей человека, которое происходит на основе определенных закономернос-тей: гетерохронности, этапности, фазности и переноса в развитии

29

Цикличность тренировочного процесса

один из принципов, на котором строится спортивная тренировка; он основывается на повторяемости завершенной части процесса физической подготовки, которая включает отдельные занятия, этапы, периоды обучения

30

Этапность

установление этапов развития организма по мере выполнения одной и той же физической нагрузки