.

Задачи и функции, права и обязанности районной инспекции

Инспекция решает поставленные перед ней задачи во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Основными задачами инспекции являются:

1. Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов, сборов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством региона.

2. Обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

3. Контроль за соблюдением требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 (ред. от 30.12.2001) 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и условий работы с денежной наличностью.

Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие основные функции:

1. Осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и обеспечивает поступление налогов, сборов в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

2. Обеспечивает своевременный и полный учет налогоплательщиков.

3. Контролирует своевременность представления в налоговый орган налоговых деклараций и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также проверяет их достоверность в части правильности определения объектов налогообложения и исчисления налогов и сборов.

4. Проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представляет формы установленной отчетности и разъясняет порядок их заполнения, дает разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

5. Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, пеней и штрафов.

6. Взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.

7. Проводит совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

8. Направляет, в установленном порядке, материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

9. Привлекает к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, совершивших административные правонарушения - нарушения законодательства о налогах и сборах.

10. Ведет в установленном порядке учет контрольно-кассовых машин налогоплательщиков. Осуществляет работу по контролю за их применением при осуществлении денежных расчетов с населением, а также работу по контролю за соблюдением условий работы с денежной наличностью. Принимает решения о применении штрафных санкций к налогоплательщикам в случае нарушения ими Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", условий работы с денежной наличностью или порядка ведения кассовых операций.

11. Ведет оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций и административных штрафов.

12. Осуществляет работу по учету, оценке и реализации конфискованного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству.

13. Составляет, анализирует и представляет в управление ФНС России по региону налоговую отчетность, а территориальным органам казначейства ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов, сборов и других платежей в бюджет.

14. Анализирует отчетные, статистические данные и результаты налоговых проверок, подготавливает на их основе предложения в управление ФНС России по региону о разработке приказов, инструкций, методических указаний и других документов по применению действующего законодательства о налогах и сборах, а также предложения по его совершенствованию и предупреждению правонарушений.

15. Осуществляет контроль за поступлением в бюджет сумм, полученных от приватизации государственной и муниципальной собственности, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и арендной платы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества.

16. Информирует соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

17. Проводит работу по подбору и расстановке кадров работников инспекции и осуществляет мероприятия по их профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

18. Привлекает в соответствии с действующим законодательством к дисциплинарной ответственности должностных лиц инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность;

19. Создает базы данных в порядке, определяемом управлением ФНС России по региону.

20. Осуществляет меры по внедрению информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы инспекции.

21. Осуществляет управление находящимся в ее ведении государственным имуществом.

22. Ведет делопроизводство, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.

23. Осуществляет иные функции, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

В целях выполнения, возложенных на нее задач и осуществления функций инспекция имеет права.

- Требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установ-ленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основа-ниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

- Проводить в установленном порядке налоговые и иные контрольные проверки.

- Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплатель-щика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены.

- Вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

- Приостанавливать в установленном порядке операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

- Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить в установленном порядке инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

- Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц инспекции к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

- Требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

- Взыскивать в установленном порядке недоимки по налогам и сборам и пени.

- Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.

- Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налогового органа о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и. налоговых агентов сумм налогов и пени.

- Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

- Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

- Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

- Создавать налоговые посты в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

- В установленных Налоговым кодексом Российской Федерации случаях предъявлять иски в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

- Налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, совершивших административные правонарушения - нарушения законодательства о налогах и сборах.

- Запрашивать в установленном порядке у органов исполнительной власти региона и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на инспекцию задач.

- Рассматривать жалобы налогоплательщиков и налоговых агентов на действия или бездействие должностных лиц инспекции.

- Вносить в управление ФНС России по региону предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, ведомственные инструктивные и информационно - справочные документы, в том числе по вопросам развития деятельности налоговых органов и их взаимодействия с другими ведомствами Российской Федерации.

Инспекция осуществляет также другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Инспекция обязана:

1. Соблюдать законодательство о налогах и сборах.

2. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

3. Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков.

4. Проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

5. Осуществлять в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.

6. Соблюдать налоговую тайну.

7. Направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

8. Инспекция несет также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

9. Должностные лица инспекции обязаны" действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности инспекции, корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Инспекция несет ответственность:

1. За убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников инспекции при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники инспекции несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инспекция возглавляется руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации в установленном порядке. Руководитель инспекции:

1. Организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью инспекции.

2. Без доверенности действует от имени инспекции, в том числе представляет ее интересы, совершает сделки от имени инспекции.

3. Представляет на утверждение в управление ФНС России по региону смету на содержание инспекции и несет ответственность за расходование выделенных бюджетных средств.

4. Утверждает штатное расписание в соответствии с утвержденной управлением ФНС России по региону структурой. Утверждает положения о структурных подразделениях инспекции в соответствии с типовыми положениями, разработанными вышестоящими налоговыми органами и с учетом специфики конкретной инспекции, распределение обязанностей между заместителями руководителя инспекции и должностные инструкции сотрудников инспекции.

5. Издает приказы и дает распоряжения и указания по вопросам деятельности инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками инспекции.

6. Назначает на должность и освобождает от должности начальников отделов - по согласованию с соответствующими отделами управления ФНС России по региону, и других работников инспекции.

Руководитель инспекции в установленном порядке и сроки представляет в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период. Результаты работы инспекции рассматриваются на заседаниях коллегии управления ФНС России по субъекту федерации.

Штатное расписание и функции структурных подразделений инспекции утверждаются руководителем инспекции в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда.

На должности работников инспекции назначаются лица, отвечающие квалификационным требованиям по государственным должностям работников налоговых органов по уровню образования и стажу работы по специальности.

Работникам инспекции, замещающим государственные должности федеральной государственной службы, гарантируется правовая и социальная защита в порядке, установленном соответствующими федеральными законами.

Наряду с районными инспекциями в системе Федеральной налоговой службы РФ существуют межрегиональные и межрайонные инспекции.

Межрегиональные инспекции создаются на уровне ФНС России и охватывают своей деятельностью всю Россию, все субъекты РФ.

Как видно из сказанного выше, межрегиональные инспекции создаются в целях усиления налогового контроля в определенных отраслях народного хозяйства или сферах деятельности, наиболее "подверженных" уклонению от уплаты налогов. Эти инспекции имеют задачи и функции, серьезно отличающиеся от задач и функций районных инспекций ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России занимают промежуточное положение между федеральной службой и территориальными инспекциями. С одной стороны, они выполняют достаточно большое количество управленческих функций по отношению к нижестоящим налоговым инспекциям. С другой стороны, в их деятельности присутствуют и элементы работы территориальных инспекций, прежде всего - сбор и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с правоохранительными органами и конкретными налогоплательщиками, проведение налоговых проверок по своему кругу вопросов. В то же время, в межрегиональных инспекциях ФНС России не состоят на учете налогоплательщики, они не ведут учет поступлений платежей в бюджет и карточки лицевых счетов; не принимают налоговую отчетность, не работают с недоимкой, не выполняют и еще целый ряд других работ, на которые уходит большая часть времени районных ГНИ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В настоящее время начато создание 10 межрегиональных инспекций ФНС России по каждому из 10 федеральных округов. Кроме того, в стадии создания находятся межрегиональные инспекции по газовому комплексу и по нефтяному комплексу, на которые предполагается возложить обязанности по контролю за уплатой налогов крупнейшими налогоплательщиками, сосредоточенными в этих отраслях.

В регионах наряду с районными инспекциями создаются также межрайонные инспекции. Можно выделить два типа таких инспекций:

1. Инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;

2. Инспекции ФНС России, контролирующие определенные категории налогоплательщиков региона либо выполняющие определенные виды работ для всех других инспекций региона и Управления ФНС России по региону.

Процесс создания межрайонных инспекций первого типа, начавшийся в 2000 году, обусловлен необходимостью экономии бюджетных средств и более рационального использования кадрового потенциала налоговых органов. Значительное количество районных инспекций было малочисленными что не позволяло произвести рациональное разделение труда между их работниками, вело к увеличению доли управленческого и обслуживающего персонала в общей численности инспекций.

Курс на укрупнение районных инспекций и создание межрайонных инспекций позволяет вместо 2-3 районных инспекций с численностью по 35-40 человек создать одну межрайонную инспекцию. В результате этого вместо 2-3 руководителей инспекции останется один, вместо
6-8 заместителей руководителя останется 2-3. Примерно вдвое сокращается число сотрудников, занимающихся кадровой работой, вопросами материально-технического и финансового обеспечения, обслуживающего персонала. Соответственно – растет число налоговых инспекторов.

Другим положительным моментом в создании межрайонных инспекций первого типа является углубление разделения труда внутри инспекции и более четкая специализация сотрудников. Это, в свою очередь, приводит к повышению эффективности налогового контроля.

Права, обязанности, задачи и функции межрайонной инспекции ФНС первого типа абсолютно аналогичны правам, обязанностям, задачам и функциям обычной, районной, инспекции ФНС.

Межрайонные инспекции ФНС второго типа стали возникать из-за необходимости особого контроля за определенными категориями налогоплательщиков, а также в целях всех налоговых органов региона для выполнения некоторых специфических работ, централизация выполнения которых позволяет получить существенную экономию государственных средств.



Оглавление
Организационная структура, управление деятельностью налоговых органов.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования
Влияние налогового администрирования на налоговый механизм
Органы управления (субъекты) налогового администрирования, их структура и основные задачи
Налоговый кодекс Российской Федерации о правах и обязанностях налоговых органов
Налоговый кодекс Российской Федерации о полномочиях таможенных и финансовых органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения
Районная инспекция ФНС России как основное звено системы налоговых органов; районные и межрайонные инспекции, специализированные инспекции
Задачи и функции, права и обязанности районной инспекции
Структура инспекции и ее значение для организации налоговой работы
Современная типовая структура инспекции ФНС России, задачи и функции отделов инспекции
Перспективная структура инспекции ФНС России, ориентированная на технологию массовой автоматизированной обработки данных
Организация работы налогового инспектора
Налоговая работа как работа по сбору, обработке и анализу информации
Информационные потоки в налоговой инспекции, состав информации, аккумулируемой в налоговой инспекции, и ее использование в процессе сбора налогов
Взаимодействие как необходимое условие качественного выполнения обязанностей, возложенных на налоговые органы
Правовая основа взаимодействия налоговых органов с другими организациями и гражданами
Взаимодействие отделов внутри налоговой инспекции
Взаимодействие между налоговыми органами
Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами
Все страницы