Специальная правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником (государством или органом местного самоуправления) имущество. Деятельность таких предприятий регулируется § 4 гл. 4 ГК, а также специальным законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарные предприятия делятся на два вида: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления. Разновидностью унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является муниципальное предприятие.

Общим признаком всех унитарных предприятий является то, что они не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником имущества здесь является его учредитель. Само же предприятие обладает правом хозяйственного ведения или оперативного управления на это имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется между работниками предприятия. Фирменное наименование унитарного предприятия обязательно должно содержать указание на собственника его имущества. Как следствие, устав унитарного предприятия обязательно должен содержать сведения о собственнике имущества, порядке и источниках формирования его уставного фонда. Определенные особенности характеризуют ответственность унитарных предприятий, в общем, они самостоятельно отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, при этом унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника, а собственник несет ответственность за деятельность предприятия, однако характер этой ответственности различен в зависимости от формы унитарного предприятия.

Другой особенностью унитарных предприятий является характер их правосубъектности, в отличие от всех остальных видов коммерческих организаций правосубъектность унитарных предприятий является не общей, а специальной. Для этого в уставах предприятий обязательно должны содержаться конкретные сведения о предмете и целях их деятельности.

Особенности правового статуса имеют своим следствием особенности управления этими предприятиями. Орган управления унитарного предприятия не коллегиальный, а единоличный – директор, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом. Представителем собственника в таких взаимоотношениях выступают для государственных предприятий Правительство РФ или уполномоченные им органы, а для муниципальных – орган местного самоуправления. Руководитель предприятия назначается на эту должность органом исполнительной власти. Права и обязанности руководителя, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются контрактом, заключаемым с руководителем органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом по управлению государственным имуществом. Руководитель действует от имени предприятия без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории РФ и за ее пределами. Руководитель действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, уставом предприятия и заключенным с ним контрактом. Компетенция заместителей руководителя устанавливается руководителем. Возникающие здесь отношения между директором предприятия и соответствующим государственным органом регулируются в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»1 специальным контрактом, который регламентируется гражданским, а не трудовым законодательством.

Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Реорганизация унитарных предприятий без изменения формы собственности на переданное им имущество осуществляется в установленном законодательством РФ порядке.
В случаях, установленных законом, реорганизация предприятия в форме его разделения или выделения из его состава другого юридического лица (юридических лиц) осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. В случае проведения реорганизации предприятия вносятся необходимые изменения в его устав и Единый государственный реестр юридических лиц. Реорганизация влечет за собой переход прав и обязанностей предприятия к его правопреемнику. Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации предприятия в форме присоединения к нему другого юридического лица предприятие считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение, а также преобразовано в организации иной организационно-правовой формы путем приватизации.

Ликвидация предприятия влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ответственность унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является самостоятельной, поскольку собственник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением тех случаев, когда банкротство предприятия вызвано самим учредителем, который имеет право давать обязательные для предприятия указания или иным образом определяет его действия. При таких обстоятельствах возможна субсидиарная ответственность государства за деятельность унитарного предприятия.

Учредителями таких предприятий являются органы местного самоуправления. Экономической основой деятельности этих предприятий является имущество, находящееся в муниципальной собственности и переданное предприятию в хозяйственное ведение.

Унитарные предприятия на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия). Общая норма, определяющая статус этих предприятий, содержится в ст. 115 ГК, более подробно эти вопросы решаются в специальном законодательстве о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Функции учредителя предприятия осуществляют федеральный орган по управлению государственным имуществом и орган исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Казенные предприятия непосредственно управляются со стороны государства, последнее определяет все вопросы их хозяйственной деятельности, включая производство и ценообразование. Казенные предприятия не вправе отказываться от заключения государственных контрактов на поставку, потребление, оказание услуг и обязаны выполнять распоряжения соответствующих государственных органов. Численность таких предприятий также регулируется государством. Создание казенного предприятия производится на основании решения Правительства РФ.

Собственник такого предприятия утверждает его устав, который является его единственным учредительным документом. Устав казенного предприятия носит типовой характер и как нормативный акт также утверждается Правительством РФ1. В уставе казенного предприятия отражается следующее: фирменное наименование предприятия с обязательным указанием на то, что предприятие является казенным, виды деятельности и порядок распределения прибыли, механизм отчетности предприятия перед Правительством, характер персональной ответственности руководителя предприятия за результаты своей деятельности, а также обязанность предприятия использовать выделенные ему средства по их целевому назначению.

Имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве оперативного управления и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности. Земельный участок, на котором расположено предприятие, обычно предоставляется ему в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду, в соответствии с решением государственного или муниципального органа.

Производный характер права оперативного управления от правомочий собственника особенно ярко выражен в том, что казенное предприятие вправе отчуждать закрепленное за ним имущество только с согласия собственника, а представляющий собственника орган управления, по указанию Правительства, вправе изъять у предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Как следствие таких имущественных взаимоотношений государство принимает на себя субсидиарную имущественную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его собственного имущества, оказывает ему необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства и предоставляет различные льготы. Реорганизация и ликвидация казенного предприятия также производится по инициативе собственника, т.е. по решению Правительства РФ.

Источниками формирования имущества предприятия являются: имущество, переданное предприятию по решению федерального органа по управлению государственным имуществом; прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности; заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций; амортизационные отчисления; капитальные вложения и дотации из бюджета; целевое бюджетное финансирование; дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие; добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан; иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Предприятие имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом только с согласия федерального органа по управлению государственным имуществом (его территориального органа). Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных законодательными актами Российской Федерации), полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет части прибыли от использования имущества предприятия.

Часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда. Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется им в установленном порядке, в том числе на внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды; создание фондов, в том числе предназначенных для покрытия убытков; развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности, пополнение оборотных средств; строительство, реконструкцию, обновление основных фондов; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг; покупку иностранной валюты, других валютных и материальных ценностей, ценных бумаг; рекламу продукции и услуг предприятия; приобретение и строительство жилья (долевое участие) для своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условии, в соответствии с законодательством Российской Федерации; материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации сотрудников предприятия. Иные направления использования чистой прибыли определяются с учетом положений коллективного договора.

Казенное предприятие обязательно создает резервный фонд. Его размер определяется учредителем и составляет определенную величину от размера его уставного фонда. Резервный фонд предприятия формируется путем ежегодных отчислений от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, до достижения размера, установленного его уставом. Резервный фонд предприятия предназначен для покрытия его убытков в случае отсутствия иных средств и не может быть использован для других целей.

Кроме того, предприятие имеет право образовывать и другие фонды в размерах, допускаемых действующим законодательством РФ, из прибыли, остающейся в его распоряжении, в том числе: социальный фонд, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний; жилищный фонд, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд материального поощрения, средства которого используются на материальное поощрение работников предприятия. Конкретные размеры указанных фондов, порядок их формирования и использования устанавливаются коллективным договором предприятия.

Предприятие строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов. Оно свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений. Цены и тарифы на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию предприятие устанавливает в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

При этом на предприятие возлагается большое число обязанностей. Например, оно должно выполнять утвержденные в установленном порядке основные экономические показатели деятельности; возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции и др.; обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, проводить индексацию заработной платы; обеспечивать своим работникам безопасные условия труда; обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников; осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности и использования имущества с предоставлением отчетов в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации; ежегодно проводить аудиторские проверки; предоставлять государственным органам информацию в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ.



Оглавление
Корпоративное право. Общая часть
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие и признаки корпоративного права
Социальная обусловленность корпоративного права
Предмет корпоративного права
Предпринимательство как основной объект корпоративного права
Корпорации в Древнем мире и в Средние века
Появление корпораций в Голландии
Создание корпораций в Англии
Корпорации во Франции и их особенности
Зарождение корпораций в Германии
Проникновение корпораций на Американский континент
Становление и регулирование корпоративной деятельности в России
Особенности корпораций в современный период
Корпорации в англо-американской системе права
Признаки и особенности корпораций континентальной Европы
Стадии развития корпораций
Правовые особенности учреждения и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (кроме акционерных обществ)
Правовое положение производственного кооператива и его членов
Специальная правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий
Правовые основы организации и деятельности акционерных обществ
Понятие корпоративных норм и их виды
Общие признаки корпоративных норм
Особенные признаки корпоративных норм
Соотношение корпоративных норм с нормами централизованными
Принципы создания корпоративных норм
Корпоративный обычай и корпоративные деловые обыкновения
Корпоративные прецеденты
Корпоративный нормативный акт как основной источник корпоративного права
Особенности содержания корпоративных нормативных актов
Особенности формы корпоративных нормативных актов
Систематизация корпоративных нормативных актов
Прямое корпоративное нормотворчество
Представительное корпоративное нормотворчество
Опосредованное корпоративное нормотворчество
Социальные функции корпоративного регулирования
Собственно юридические функции корпоративного регулирования
Государство и экономика
Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность
Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью
Косвенное влияние государства на деятельность корпораций
Контроль за административными органами
Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности
Социальная ответственность корпораций
Юридическая ответственность корпораций за нарушение норм корпоративного права
Ответственность директоров и управляющих при нарушении корпоративных норм
Ответственность акционеров, персонала за нарушение корпоративных норм
Ответственность государственных органов за нарушение корпоративных норм
Все страницы