Социальные функции корпоративного регулирования

Первая из них состоит в гармонизации интересов общества и коллектива.

В общественной системе переплетаются общегосударственные, ведомственные, социально-групповые, производственные, личные и другие интересы. Не секрет, что иногда эти интересы противоречат друг другу.

Так, согласно Закону Российской Федерации от 28 мая 1992 г. «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», заказчики, определяемые правительством, заключая государственные контракты, заинтересованы в выполнении поставленных перед ними программ (федеральных, межгосударственных, региональных), а предприятия – в получении прибыли. Поэтому указанный вид общественных отношений должен получить двойное урегулирование: государственное и корпоративное. Централизованно могут определяться порядок разработки государственных программ и государственные нужды, заключения государственных контрактов, устанавливаться права и обязанности сторон, меры стимулирования поставщиков, меры ответственности за невыполнение поставок и т.д. Сама же корпорация может для себя в нормативном порядке определить, какая информация необходима для заключения госконтракта, какие службы корпорации, в какой срок и в какой форме должны выдавать эту информацию, установить порядок обработки полученной информации, упорядочить вопрос о том, какой орган будет принимать на предприятии решение о возможности участия в конкурсе на получение заказа, кто будет представлять интересы предприятия в конкурсе и т.д. Следовательно, в корпоративном акте отражается интерес коллектива: принимать решение о заключении госконтракта только после его детальной, компетентной проработки, просчета всех возможных приобретений и потерь. Изданием одних централизованных нормативных актов снять указанное противоречие интересов не удается. Если на предприятии механизм принятия решения о заключении госконтракта не разработан и не урегулирован корпоративным актом, то не исключено, что решение будет приниматься вслепую, в определенной мере на интуитивной, эмоциональной основе без достаточной информации и, возможно, не всегда в интересах коллектива.

Государство может определить цель, указать возможные направления деятельности, а конкретные пути, средства и методы их достижения пусть выбирают сами организации в соответствии со своими интересами, волей коллективов, юридической формой которой являются корпоративные акты.

Вторая функция корпоративного регулирования состоит в гармонизации интересов коллектива и отдельных его членов, поскольку они также не всегда совпадают.

Создание корпоративных норм чаще зиждется на суммировании интересов всех членов коллектива и позволяет в значительной мере снять противоречия между ними.

В целом же корпоративное регулирование способствует развитию инициативы, предприимчивости коллективов, все более широкому привлечению работников к управлению делами предприятия, расширению их самостоятельности, что ведет к демократизации социальной жизни, и в конечном итоге – к повышению общего уровня свободы в обществе.



Оглавление
Корпоративное право. Общая часть
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие и признаки корпоративного права
Социальная обусловленность корпоративного права
Предмет корпоративного права
Предпринимательство как основной объект корпоративного права
Корпорации в Древнем мире и в Средние века
Появление корпораций в Голландии
Создание корпораций в Англии
Корпорации во Франции и их особенности
Зарождение корпораций в Германии
Проникновение корпораций на Американский континент
Становление и регулирование корпоративной деятельности в России
Особенности корпораций в современный период
Корпорации в англо-американской системе права
Признаки и особенности корпораций континентальной Европы
Стадии развития корпораций
Правовые особенности учреждения и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (кроме акционерных обществ)
Правовое положение производственного кооператива и его членов
Специальная правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий
Правовые основы организации и деятельности акционерных обществ
Понятие корпоративных норм и их виды
Общие признаки корпоративных норм
Особенные признаки корпоративных норм
Соотношение корпоративных норм с нормами централизованными
Принципы создания корпоративных норм
Корпоративный обычай и корпоративные деловые обыкновения
Корпоративные прецеденты
Корпоративный нормативный акт как основной источник корпоративного права
Особенности содержания корпоративных нормативных актов
Особенности формы корпоративных нормативных актов
Систематизация корпоративных нормативных актов
Прямое корпоративное нормотворчество
Представительное корпоративное нормотворчество
Опосредованное корпоративное нормотворчество
Социальные функции корпоративного регулирования
Собственно юридические функции корпоративного регулирования
Государство и экономика
Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность
Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью
Косвенное влияние государства на деятельность корпораций
Контроль за административными органами
Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности
Социальная ответственность корпораций
Юридическая ответственность корпораций за нарушение норм корпоративного права
Ответственность директоров и управляющих при нарушении корпоративных норм
Ответственность акционеров, персонала за нарушение корпоративных норм
Ответственность государственных органов за нарушение корпоративных норм
Все страницы