Предпринимательство как основной объект корпоративного права

Большинство корпораций создается для выполнения деятельности, приносящей прибыль, или предпринимательской деятельности.

Рассмотрим основные признаки предпринимательской деятельности, являющейся основным объектом корпоративного права.

1. Предпринимательство – самостоятельная инициативная деятельность. В. Даль определял слово предпринимать как затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного. В этом смысле предпринимательство родственно предприимчивости – способности к самостоятельным активным поступкам.

2. Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Корпорация определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является свободное ценообразование.

3. Предпринимательская деятельность – деятельность, направленная на получение прибыли. Прибыль представляет собой продукт специфического человеческого ресурса – предпринимательских способностей. Следовательно, прибыль, получаемую предпринимателем, по существу, можно рассматривать как плату за труд по управлению. Труд этот непростой и включает в себя,
во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса.

Все это позволяет говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

4. В тесном единстве с целью бизнеса – получением прибыли – находится принцип личной экономической заинтересованности. Собственная выгода является ведущим фактором предпринимательства. В современных условиях заинтересованность менеджеров дополняется новыми моментами. Их личный интерес все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.

5. Обладая самостоятельностью, организуя производство сообразно своим интересам, предприниматель берет на себя ответственность за результат своей деятельности в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Имущественная ответственность предпринимателя – возложенная на предпринимателя обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационной формы предприятия. Существует прямая связь между затратами и результатами производства. Оптимальное их соотношение позволяет уменьшить риск ответственности.

6. Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска, которые стимулирует конкурентная борьба. В условиях жесткого рынка (а именно так можно охарактеризовать рыночные отношения в промышленно развитых странах, но пока не в России) все труднее увеличивать прибыль только за счет роста цен. Удержаться на товарном рынке способен лишь тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Для этого и приходится все время думать о новых подходах, о новой технологии, о совершенствовании организации производства.

7. Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя.

Коммерческий риск – возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом. Но не только. Возможны и дополнительные потери, влияющие на его статус на рынке труда и капитала, как то: конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.

На основе анализа указанных признаков можно дать определение предпринимательства.

Предпринимательская деятельность – инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение прибыли и основанная на их самостоятельности, ответственности, новаторстве и риске.

Виды предпринимательства. По сферам (секторам) экономики выделяют четыре основных вида предпринимательства:

  1. производственный (промышленность, строительство, сельское хозяйство);

  2. торговый (оптовая и розничная торговля);

  3. финансовый, в том числе, страхование;

  4. консультационный (консалтинг).

Некоторые ученые объединяют три последних вида предпринимательства в одну группу под общим названием «предпринимательство в сфере услуг». В итоге, по их мнению, предпринимательство подразделяется на две сферы: сфера обслуживания (услуг) и сфера производства.

Взаимоотношения между указанными видами бизнеса не определяются борьбой за преобладание в экономике. Они дополняют друг друга и зависят друг от друга как части единого целого. Ведь производителям необходимы обслуживающие формы, чтобы покупать и продавать свои товары, а сервисные фирмы, в свою очередь, нуждаются в производстве необходимых товаров.

Сфера услуг имеет тенденцию к росту. В западных странах ее объем составляет около 70%. Особенно быстро разрастается сфера «прочих» услуг (салоны красоты, ремонтные мастерские, частные школы, учреждения здравоохранения, гостиницы, парки отдыха, театры). Почему это происходит?

Причина первая: совершенствование производства позволяет производить товары с использованием меньшего числа работающих.

Причина вторая: компьютерная революция позволила освободить значительное количество работников от операций, необходимых в процессе производства, прежде всего счетных, а затем и собственно производящих, заменив работающих роботами.

Третья причина: все более усиливающаяся специализация труда привела к необходимости передать некоторые операции, ранее выполняемые в процессе производства (реклама, общественные связи), обслуживающим фирмам. Специализация же в мировом масштабе заставила переносить отдельные участки производства, например, сборку изделий, в другие страны, где существует более дешевая рабочая сила.

Предпринимательские формы. Наиболее распространены три формы предпринимательской деятельности: индивидуальная частная фирма, товарищество, хозяйственное общество.

Индивидуальные фирмы имеют множество преимуществ:

- они могут быть очень легко, просто, быстро основаны;

- владелец индивидуальной фирмы имеет большую степень свободы;

- у собственника индивидуальной фирмы не возникает проблемы с сохранением коммерческой тайны;

- налоговые льготы;

- и, наконец, начатое дело при необходимости легко закончить.

Однако индивидуальное предпринимательство не лишено и недостатков, которые, как представляется, вовсе нельзя назвать пустячными. К ним относятся:

- ограниченные финансовые возможности;

- ограниченные возможности получения крупных прибылей;

- ограниченность предпринимательских способностей индивидуальных собственников;

- неограниченная ответственность владельца индивидуальной фирмы;

- ограниченность существования во времени.

Товарищество – корпорация, которая принадлежит небольшому количеству собственников и управляется ими на основе взаимного согласия.

Товарищества имеют определенные преимущества, в числе которых следующие:

- относительная простота создания;

- объединение капиталов позволяет открыть более перспективное дело, что увеличивает шансы товарищества на успех;

- преимущества в налогообложении, сходные с преимуществами в налогообложении индивидуальных предпринимателей;

- возможности для высококвалифицированных работников стать партнерами фирмы;

- права юридического лица в случае судебного разбирательства;

- возможности расширения источников финансирования и кредитования;

- более длительный срок существования.

Недостатки товарищества, к сожалению, весьма серьезны:

- неограниченная ответственность главных партнеров;

- психологическая напряженность, которую испытывают партнеры по бизнесу;

- конфликты между участниками товарищества;

- потенциальная опасность конкуренции между наемными работниками за статус партнера;

- недостаточно четкое разграничение ответственности в управлении.

Хозяйственное общество – корпорация со значительным числом участников, каждый из которых, внеся определенную долю капитала, отвечает по долгам корпорации только в ее пределах.

Преимущества хозяйственного общества несомненны и являются предметом зависти со стороны людей, занятых во всех других формах предпринимательской деятельности:

- значительные финансовые возможности;

- ограниченная ответственность;

- преимущество финансовой ликвидности;

- неограниченность существования хозяйственного общества.

У хозяйственных обществ есть и свои недостатки:

- усложненный порядок учреждения хозяйственного общества и высокие материальные затраты при его организации;

- пристальный взгляд со стороны государственных органов;

- высокие налоги по сравнению с товариществами;

- трудности при прекращении деятельности обществ (материальные, имущественные, кадровые, психологические и др.).

Бизнес — благородное дело. Предпринимательство связано с целым рядом отрицательных факторов – как в сфере взаимоотношений с государством, с контрагентами, так и во внутрипроизводственной жизни. Устранение многих из них подвластно самим предпринимателям, использующим корпоративные нормативные акты. Но многое зависит и от государственных структур. Важно культивировать дух бизнеса, повышать общественный статус предпринимателя. Конечно, нельзя не замечать и издержек этой сферы, но акцент все же необходимо делать на том, что предпринимательство – благородное, полезное социальное явление.

В чем же проявляется его благородство?

Во-первых, предпринимательство в конечном счете осуществляется ради людей.

Во-вторых, оказывая разнообразные социальные услуги, бизнес способствует повышению благосостояния общества в целом.

В-третьих, предпринимательство помогает отыскать новые способы приложения труда и разрешить проблему занятости населения.

В-четвертых, предпринимательство – источник и залог повышения платежеспособности населения.

В-пятых, предприниматели в основном содержат государство, уплачивая ему львиную долю налогов и давая возможность выполнять обязанности перед гражданами, осуществлять, в частности, их социальную защиту.

В-шестых, только за счет прибыли корпораций, поступаемой на общественные нужды в виде налогов, можно развивать науку, образование, культуру, здравоохранение.

И, наконец, производство все более качественных товаров возможно лишь с использованием новейших научно-технических знаний, что в свою очередь требует повышения интеллектуального уровня не только работников производственной сферы, но и всего населения, пользующегося сложными товарами, например, персональными компьютерами, компьютерными игрушками, сотовыми телефонами, пейджерами, печами СВЧ и др.

Одним словом, предпринимательская деятельность, которая в основном осуществляется сегодня корпорациями, – деятельность в высшей степени благородная.



Оглавление
Корпоративное право. Общая часть
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие и признаки корпоративного права
Социальная обусловленность корпоративного права
Предмет корпоративного права
Предпринимательство как основной объект корпоративного права
Корпорации в Древнем мире и в Средние века
Появление корпораций в Голландии
Создание корпораций в Англии
Корпорации во Франции и их особенности
Зарождение корпораций в Германии
Проникновение корпораций на Американский континент
Становление и регулирование корпоративной деятельности в России
Особенности корпораций в современный период
Корпорации в англо-американской системе права
Признаки и особенности корпораций континентальной Европы
Стадии развития корпораций
Правовые особенности учреждения и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (кроме акционерных обществ)
Правовое положение производственного кооператива и его членов
Специальная правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий
Правовые основы организации и деятельности акционерных обществ
Понятие корпоративных норм и их виды
Общие признаки корпоративных норм
Особенные признаки корпоративных норм
Соотношение корпоративных норм с нормами централизованными
Принципы создания корпоративных норм
Корпоративный обычай и корпоративные деловые обыкновения
Корпоративные прецеденты
Корпоративный нормативный акт как основной источник корпоративного права
Особенности содержания корпоративных нормативных актов
Особенности формы корпоративных нормативных актов
Систематизация корпоративных нормативных актов
Прямое корпоративное нормотворчество
Представительное корпоративное нормотворчество
Опосредованное корпоративное нормотворчество
Социальные функции корпоративного регулирования
Собственно юридические функции корпоративного регулирования
Государство и экономика
Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность
Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью
Косвенное влияние государства на деятельность корпораций
Контроль за административными органами
Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности
Социальная ответственность корпораций
Юридическая ответственность корпораций за нарушение норм корпоративного права
Ответственность директоров и управляющих при нарушении корпоративных норм
Ответственность акционеров, персонала за нарушение корпоративных норм
Ответственность государственных органов за нарушение корпоративных норм
Все страницы