Ответственность государственных органов за нарушение корпоративных норм

До 1988 года вопрос об ответственности государственных органов перед предприятиями казался кощунственным, и законодательство, соответственно, его не регулировало. Сейчас же споры между предприятиями и органами управления – явление хоть и не массовое, но отнюдь не редкое.

Спор в сфере управления – конфликт между государственным органом, имеющим властные полномочия в определенной сфере управления, с одной стороны, и корпорацией, считающей, что обязательное для нее предписание этого органа либо незаконно, либо нарушает ее право на самостоятельное волеизъявление.

Обязательные предписания административных органов могут касаться различных сторон деятельности корпораций, в том числе и таких, которые регулируются ею самостоятельно, с помощью корпоративных норм. Это могут быть вопросы, связанные с изъятием земельного участка или отказом в его предоставлении, а также вопросы отказа или уклонения от регистрации корпорации, споры по условиям госконтрактов, ценообразования, применения того или иного технологического метода, нарушающего, по мнению государственного органа, экологические правила выпуска товаров, качество которых в итоге не отвечает установленным требованиям и т.п.

Оспаривание этих актов в порядке подчиненности не оперативно и малоэффективно. Однако административный порядок рассмотрения споров в принципе не отвергается.

В Законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и в Арбитражном процессуальном кодексе предусмотрено рассмотрение споров в сфере управления. В случае если государственный орган вынес распоряжение, либо незаконное, либо нарушающее охраняемые законом права корпораций, и, в частности, право на их собственное нормотворчество по какому-либо вопросу, то арбитражный суд должен вынести решение о признании акта органа управления недействительным.

Однако во многих случаях акты, признанные недействительными, становятся для корпорации, в адрес которой этот акт вынесен, причиной убытков, и тогда у корпорации появляется право требовать их возмещения со стороны административного органа. Это требование может быть соединено с первым, а может быть предъявлено и отдельно.

Решение суда о признании акта в сфере управления недействительным подлежит немедленному исполнению (п. 7 ст. 201 АПК). Однако это не препятствует его обжалованию в кассационном порядке со стороны государственного органа, поступившего неправомерно.

Наиболее часто встречаются споры с налоговыми органами.

К делам, подведомственным арбитражному суду в сфере управления, относятся споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций, а также по другим основаниям государственными налоговыми инспекциями и иными контролирующими органами в бесспорном порядке с нарушением правовых требований, в том числе и установленных корпоративными нормами.

В числе государственных органов, нарушающих положения корпоративных норм, зачастую оказываются органы правоохранительные.

Своими действиями органы милиции могут нанести предприятию ущерб. При нарушении прав корпораций, согласно названным Законам, органы милиции несут перед ними ответственность. Они обязаны восстановить ущемленные права и полностью возместить убытки. Поскольку в вышеуказанных Законах не предусмотрен особый порядок обжалования корпорациями действий органов милиции, следует считать, что они вправе оспаривать действия правоохранительных органов в судебном порядке.



Оглавление
Корпоративное право. Общая часть
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие и признаки корпоративного права
Социальная обусловленность корпоративного права
Предмет корпоративного права
Предпринимательство как основной объект корпоративного права
Корпорации в Древнем мире и в Средние века
Появление корпораций в Голландии
Создание корпораций в Англии
Корпорации во Франции и их особенности
Зарождение корпораций в Германии
Проникновение корпораций на Американский континент
Становление и регулирование корпоративной деятельности в России
Особенности корпораций в современный период
Корпорации в англо-американской системе права
Признаки и особенности корпораций континентальной Европы
Стадии развития корпораций
Правовые особенности учреждения и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (кроме акционерных обществ)
Правовое положение производственного кооператива и его членов
Специальная правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий
Правовые основы организации и деятельности акционерных обществ
Понятие корпоративных норм и их виды
Общие признаки корпоративных норм
Особенные признаки корпоративных норм
Соотношение корпоративных норм с нормами централизованными
Принципы создания корпоративных норм
Корпоративный обычай и корпоративные деловые обыкновения
Корпоративные прецеденты
Корпоративный нормативный акт как основной источник корпоративного права
Особенности содержания корпоративных нормативных актов
Особенности формы корпоративных нормативных актов
Систематизация корпоративных нормативных актов
Прямое корпоративное нормотворчество
Представительное корпоративное нормотворчество
Опосредованное корпоративное нормотворчество
Социальные функции корпоративного регулирования
Собственно юридические функции корпоративного регулирования
Государство и экономика
Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность
Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью
Косвенное влияние государства на деятельность корпораций
Контроль за административными органами
Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности
Социальная ответственность корпораций
Юридическая ответственность корпораций за нарушение норм корпоративного права
Ответственность директоров и управляющих при нарушении корпоративных норм
Ответственность акционеров, персонала за нарушение корпоративных норм
Ответственность государственных органов за нарушение корпоративных норм
Все страницы